Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Историческая судьба Армянской литературы

  Судьба армянской литературы обусловлена своеобразием истории армянского народа на протяжении более чем двух тысяч лет.
Оказавшись на скрещении магистральных дорог между Востоком и Западом, Армения с древнейших времен была яблоком раздора. Могучие государства Азии и Европы, совершая завоевательные походы, стремились завладеть его как важным стратегическим плацдармом.
Еще в далекой древности мидийский царь Каасар (625-585 гг. до н. э.), покоривший Урартское государство, стремился распространить свою власть и на армянское нагорье. Но племена, жившие здесь, преграждали путь завоевателям. Преданье гласит, что попавший в плен армянский царь на вопрос, почему он восстал против могучего царя, ответил: «Я стремился к свободе, так как предпочитал и самому быть свободным, и сыновьям своим оставить в наследство свободу». Борьба против чужеземных завоевателей сплачивала все племена армянского нагорья, и уже примерно в III в. до нашей эры сложилась единая народность, говорившая на армянском языке.
Нашествия на армянские земли не прекращались. После мидийцев здесь появились персидские завоеватели. После выхода из-под ига персидских Ахменидов армяне пережили нашествие Александра Македонского (II в. до н. э.), вели упорную борьбу с государствам Селевкидов (конец II в. до н. э.), отбивались от вероломных вторжений римских легионов (начало I в. до н. э.), отстаивали свою независимость от Сасанидской Персии (III-V вв. и. э.), и пережили двухвековое иго арабских поработителей (VII-IX вв.). Арабов сменили сельджуки (XI в.), затем более трехсот лет армяне томились под игом монгольских завоевателей (XIII-XVI вв.). На протяжении последующих веков на армянских землях шли непрерывные войны между Ираном и Турцией. Наконец, истерзанную и истекающую кровью страну поделили между собой эти жестокие завоеватели. Так в начале XVII в. образовались Армения Восточная - под властью Ирана и Армения Западная под владычеством Турции.
Но в Армении не расставались с мечтой о неделимой, свободной и независимой отчизне. В памяти народа бережно хранились преданья о былом могуществе армянского государства, и вера народа в спасение отчизны от чужеземных поработителей не угасала. В древнейших летописях мы находим многочисленные повествования о народных восстаниях в Армении, имена героев, прославившихся в национально-освободительных войнах против иноземных завоевателей. Примечательны исторические сведения об обороне древних армянских городов во время иноземных нашествий. И не раз, бывало, покинутые или преданные царями и князьями города героически защищались силами народного ополчения. Армянская история богата героическими подвигами не только знатных полководцев, но и людей из народа.
Угроза полного исчезновения Армении с карты мира возникала неоднократно. Маленькую страну непрерывно топтали могучие завоеватели. Особенно опустошительными были нашествия в XI-XIV вв. Орды турок-сельджуков, а затем монголов истребляли население, стремясь захватить земли Армении для своих скотоводческих племен. Гибли сады и нивы страны, гасли огни очагов армянских крестьян, нищали города, а некоторые из них, как, например, знаменитый Ани или Двин, обезлюдели навсегда. Началось массовое бегство армян в другие страны - на север, в Крым, в пределы Российской империи - Астрахань, Ростов, во Львов; на восток, в Индию - Калькутту, Мадрас и на запад - на берег Средиземного моря в Ливан, в Грецию, наконец в страны Западной Европы.
Однако для истории армянского народа характерен не только грохот военных сражений, слезы и стенания. Труды историков уже с древнейших времен пестрят именами бессмертных поэтов, ученых, живописцев и великолепных зодчих. В многочисленных списках из глубин далеких веков дошли до нас труды армянских историков, философов, географов, математиков и астрономов. Быстрое восстановление экономики и культуры страны после варварских разрушений завоевателями стало характерной чертой истории народа.
Веками вырабатывалась в армянском народе неиссякаемая жизнестойкость. В периоды затишья между войнами и нашествиями снова шли через Армению торговые караваны с Востока на Запад и обратно, вновь открывались дороги экономического и культурного общении Армении с близкими и далекими соседями. Ведущим пафосом общественной жизни армян постоянно была жажда длительного мира и радости созидания. Это накладывало свой отпечаток на исторический облик армянской культуры и литературы. Наряду с идеями национальной независимости уже в древнейшие времена и армянской литературе звучали также социальные мотивы. Эта черта обьясняется особенностями армянской истории. Достаточно вспомнить крупное крестьянское движение против феодального угнетения (под названием восстания павликиан), возникшее во второй половине VI в., которое содержало требование упразднить привилегии господствующих сословий.
Павликиане боролись против духовной знати и монастырей, ставших оплотом и стражами феодального строя. Павликианские проповедники разоблачали лицемерие реакционной верхушки духовенства и призывали народ бойкотировать церковные обряды и церемонии. Несмотря на жестокие преследования, павликианское движение расширялось и захватывало все новые и новые районы страны. К середине VIII в. павликианские общины занимали огромные территории, имели единый центр в крепости Тефрика на берегу Евфрата и обладали собственными вооруженными отрядами для обороны.
Господствующие классы Армении, особенно реакционная часть духовной знати, с исключительной жестокостью расправлялись с павликианами. Феодалы и монастыри опирались на иноземную помощь для подавления народных восстаний. Известно, например, что в 70-х годах IX в. византийский император послал против повстанцев крупные военные силы. Народные отряды под руководством известного павликианского вожака Хрисохира вели отважную борьбу с противником. Но силы были неравные. В 873 г. Хрисохир был убит, Тефрика разрушена, большая часть павликианцев была истреблена, многие выселены за пределы страны, остальные рассеяны. Однако подавление павликианского движения не ослабило классовую борьбу в Армении. Идеи лавликианцев продолжали жить в народе. К концу IX в. вновь вспыхнуло восстание против феодалов и монастырей.
В начале X в. крестьянские восстания в Армении приняли еще больший размах. И, как свидетельствует один из монастырских летописцев, современник событий Иоанн Драсханкертци: «слуги, спустив хозяев с коней, сами оседлали их». На этот раз центром народного движения стало селение Тондрак. Основоположник и идеолог тондракийского движения Смбат Зарехаванци был одним из образованных людей того времени и талантливым оратором.
Антифеодальное движение павликиан и тондракийцев, развернувшееся на протяжении VII-X вв., свидетельствовало о высоком уровне развития общественной жизни армянского народа, которое было насильственно прервано и заторможено трагическими событиями нашествия иноземных поработителей.
Но идеи повстанцев оставили глубокий след в памяти народа, и это нашло свое ярчайшее выражение в устной народной поэзии.
Возникновение армянской литературы христианского периода датируется началом V в., когда (в 405-406 гг.) был изобретен национальный алфавит. Литература, существовавшая на армянском языке раньше того времени, не дошла до нас. Она, по-видимому, погибла при обращении армян в христианство. Но история сохранила неоспоримые свидетельства богатства армянской культуры античной эпохи. Древнейшие храмы и сейчас изумляют людей неповторимой гармонией архитектурных форм, известны также памятники поэтической культуры - легенды, мифы и эпические сказания армян языческой эпохи. Многие из этих памятников послужили источником изучения древнейшей истории Армении.
Известно, наконец, что в I в. до н. э. в столицах Армении -в Тигранакерте и Арташате - имелись театры с профессиональными труппами.
С принятием христианства (301 г.) и его распространением как государственной религии все достижения национальной культуры подверглись жестоким преследованиям. Смена религии объективно стала причиной застоя армянской культуры на длительное время. Духовной жизнью страны завладели церкви и чужеземные проповедники христианства. Богослужение и церковная литература на греческом и сирийском языках должны были заменить собой погасшие очаги национальной культуры.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
2 - 3 - 4 - 5 - 6