Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
subzero repair alta dena
 
Историческая судьба Армянской литературы

(продолжение, часть вторая)

  Создание собственной письменности, таким образом, тесно переплелось с задачей восстановления утерянной независимости страны - создания единого национального государства и национальной культуры. Необходимо было противопоставить иноземным проповедникам своих духовных наставников. Молодые монахи отправлялись на учебу в академии Греции и Рима. И вот уже в середине IV в. в стране появляются образованные люди, много путешествовавшие по различным странам цивилизованного мира, владеющие языками культурных наций и познавшие плоды достижений науки. Именно из этой среды и вышли Месроп Маштоц, Мовсес Хоренаци и другие известные армянские историки, писатели и философы V в., сыгравшие решающую роль в деле возрождения национальной духовной жизни.
Наиболее ярким выражением национального пробуждения явилось бурное развитие литературы, которое быстро перешагнуло рамки религиозных и проповеднических задач церкви. Совершенно справедливо V в. был назван золотым веком армянской письменной литературы.
Первые дошедшие до нас книги на армянском алфавите были посвящены истории. Это труды Мовсеса Хоренаци, Патастоса Бюзанда, Агатантехоса, Егише, Лазаря Парбеци, Корюна, Овнана Мамиконяна и др. Труды этих авторов оставили неизгладимый след в истории армянской художественной литературы. Заметим здесь, что выдающиеся прогрессивные писатели XIX в. (Хачатур Абовян, Газарос Агаян, Рафаэл Патканян, Гевонд Алишан, Лео, Мурацан, Раффи), а также видные писатели советской эпохи (Дереник Демирчян, Стефан Зорьян, Наири Зарьян), создавая художественные произведения на исторические темы, обращались к источникам V в.
Неувядаемость наследия историков V в. и огромное их влияние на дальнейшее развитие национальной общественной жизни объясняется прежде вдето тем, что они выдвигали острые проблемы судьбы страны и народа.
Но исключительная популярность историков V в. среди прогрессивных слоев армянского народа на протяжении почти 15 веков обусловлена не только тем, что их труды содержат историю событий большого драматического напряжения. Как известно, последующие эпохи также были полны трагическими событиями. Вспомним, например, труды Матевоса Урхаеци (XII в.), давшего блестящие по своей достоверности картины варварского нашествия на Армению сельджуков, или историю Товма Мецопеци (XV в.), рисующую ужасы монгольского нашествия.
Особое значение литературного наследия V в. заключается в первую очередь в его народно-демократических традициях. Провозглашая идеи национального возрождения, литература V в. прославляла патриотизм народа, осуждала междоусобные войны властолюбивых феодалов. Именно эти идеи и составляли лейтмотив прогрессивного течения армянской письменной литературы и фольклора на протяжении многих веков.
У армян, как и у многих других народов, зачинателями письменной литературы, как известно, были историки и летописцы, труды которых синтезировали другие формы общественного мышления. Но уже в V в. в армянской литературе наметились тенденции «отпочкования». Вскоре появились книги по философии, математике, медицине. Зарождалась собственно художественная литература.
В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци мы находим, например, новеллы в форме назидательных притчей, поэтические легенды и сказания. Наконец, Хоренаци был основоположником одной из самобытных форм армянской художественной публицистики («Плачи»), которая затем получила большое распространение в армянской литературе, вплоть до XVII в.
Историки V в. создали образцы художественного повествования в стиле народного поэтического искусства. О близости авторов V в. к народному мышлению свидетельствует не только форма, но и содержание творчества. Наряду с мотивами защиты отечества, свободы и независимости мы находим здесь также остро критический взгляд на поведение имущих классов. У Павстоса Бюзанда, например, имеется превосходная сатира, разоблачающая алчность и лицемерие богатых духовных лиц. Памфлеты (в форме своеобразных посланий) Лазара Парбеци привлекли внимание Микаела Налбандяна, когда он писал свои обличительные произведения против реакционных слоев армянского общества XIX в.
Критика духовной и светской знати в трудах историков V в., разумеется, не выходила за рамки идей христианской религии. Эти труды, как известно, были проникнуты утверждением и отстаиванием единой христианской веры в стране. Но демократические и просветительские тенденции раннего христианства постепенно были оттеснены. Церковь становится стражем интересов феодализма, а монастыри - обладателями обширных владений.
И в то же время церковь явилась единственной объединяющей силой в стране, потерявшей свою национальную государственность. Церковь несла знамя сопротивления народа иноземному порабощению и политике ассимиляции. Под знаменем христианской религии армянский народ - в течение многих веков противостоял агрессивной политике могучих завоевателей (персов, арабов, византийцев, сельджуков, монголов), пытавшихся лишить армян своего языка и национальной самобытности.
Но одновременно церковь тормозила развитие национальной культуры в силу тесной связи ее верхушки с феодальной знатью.
Отрицательное влияние церкви на развитие письменной литературы отчетливо сказалось уже в VI-VII вв. Богословие стало занимать значительное место в трудах историков этой эпохи. В их трудах появляются мистические толкования общественных событий, - попытки объяснить переживаемые народом бедствия (нашествие иноземных поработителей) божьим гневом и т. д.
Народно - демократические традиции историков V в. в дальнейшем были, по существу, вытеснены, из литературы, развивавшемся главным образом из литературы, развивавшейся главным образом в стенах монастырей, которые, как известно, тогда являлись очагами письменности. В силу этого обстоятельства фольклор занимает особое место в истории духовной культуры армянского народа.
Армянская устная народная поэзия имеет древнейшую историю, она прошла многовековой путь развития, сопутствуя народу в его горе и радости.
Поразительны в национальном фольклоре как глубина и богатство народного мировоззрения, так и многообразие поэтических форм. Легенды, сказки, эпические и лирические песни, эпические оказания, басни, притчи, драматические сценки - таково жанровое многообразие армянского народного поэтического творчества на протяжении веков.
Огромное значение армянского фольклора в развитии художественной культуры народа особенно отчетливо проявилось в эпоху возрождения демократических тенденций в письменной литературе (в X-XIII вв.), когда бессмертные армянские поэты Григор Нарекаци, Фрик, баснописцы Мхитар Гош, Айгекци и другие настроили свои лиры на народный лад, заимствуя при этом многие фольклорные мотивы и сюжеты. В последующие века и до наших дней не было и нет ни одного выдающегося прогрессивного армянского писателя, который не обращался бы к сокровищам национальной народной поэзии.
Однако дошедшие до нас памятники армянской устной поэзии - это лишь капля моря, ушедшего в песок веков. И это понятно, если мы вспомним, что единственные в то время очаги национальной письменности - монастыри - не поощряли собирание и записывание фольклорных произведений, Более того, духовная знать относилась враждебно к гусанскому искусству и подвергала гонениям народных певцов, обвиняя их в распространении «языческой ереси». Первый тяжелый удар армянской народной «поэзии был нанесен в период утверждения в стране христианства (конец III в.), когда церковь жестоко преследовала гусанские игрища (народные песенные праздники), запретив все формы духовной жизни, не имеющие прямой связи с религиозными обрядами.
Но в IV-V вв. - в эпоху великих освободительных войн армян против персидского ига - народная поэзия вновь обрела жизнь и обогатила художественную культуру армян новыми шедеврами.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 3 - 4 - 5 - 6