Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Историческая судьба Армянской литературы

(продолжение, часть третья)

  Имено в это время и были записаны дошедшие до нас в трудах Мовсеса Хоренаци, Фавстоса и Агатангехоса замечательные древне-армянские - легенды и поэмы, к которым не раз обращались армянские писатели, черпая в них бессмертные поэтические сюжеты.
Однако по мере обострения классовых противоречий феодального общества вновь усилилось преследование народной поэзии. Многие церковные летописи VII-VIII вв. содержат суровое осуждение народных песен и оказаний. В церковных проповедях постоянно звучало проклятие гусанам. Владыки церкви предрекали народным певцам муки ада.
Реакционное духовенство, как правило, стремилось вытравлять из летописей и других древних рукописей дух народной поэзии (ее мотивы и сюжеты). Но она жила и продолжала развиваться. В этом нас красноречиво убеждают дошедшие до наших дней образцы армянского народного эпоса.
Уже в легендах и мифах армян до христовой эры мы находим удивительно развитые поэтические формы, до сих пор сохранившие свою чарующую силу. В дальнейшем, из века в век и из поколения в поколение армянское эпическое искусство совершенствовалось.
В многочисленных эпических песнях народ прославляет героев, не щадивших жизни для защиты родины. Сохранились, например, эпические песни большой эмоциональной силы, посвященные легендарному полководцу Вартану Мамиконяну, возглавившему в V в. освободительную войну армян против персидского ига и геройски погибшего на поле боя. Трагические события армянской войны против персов и знаменитая бвггоа на Аварайре, о которой пишет в своей «Истории» Егише, как известно, легли в основу сюжета советского исторического романа «Вардананк» Дереника Демирчяна.
Сохранилось бесчисленное множество эпических песен и сказаний о национально-освободительных войнах армянского народа. В эпических сказаниях «Аршак и Шапух», «Мушег», «Андок и Вабик», «Таронская война» и других даны удивительно меткие -идущие вразрез с толкованием монастырских летописцев - оценки поступков исторических личностей.
Однако армянские эпические сказания не «прикреплены» к узкому кругу фактов истории. Историческая правда в них выступает в форме своеобразного художественно-философского обобщения. Не случайно, что во многих эпических повествованиях имеются «передвижки» событий, перестановка и переименование исторических личностей - прототипов эпических героев.
Таким образом, в основе армянских исторических песен и сказаний лежит не хроника истории, а народная трактовка хода истории, народная философия, выраженная в острых исторических сюжетах. В богатой сокровищнице армянской народной поэзии мы находим также произведения, не связанные с теми или иными определенными событиями и фактами истории и тем не менее представляющие собой художественные памятники конкретной исторической эпохи.
Для примера можно вспомнить эпическую поэму «Мокац Мирза», в которой рассказана история гибели народного героя - крестьянского сына Мирзы, отличавшегося богатырской храбростью и благородными поступками.
Один гнусный человек, Колот Хечо, донес жестокому правителю Мир-Махмуду, что Мирза готовит народное восстание. Мир-Махмуд, решив погубить Мирзу, пригласил его к себе в гости и отравил. Тело предательски умерщвленного героя привезли в родное село, где народ оплакивал его горькими слезами. Жена Мокац Мирзы - красавица Ал-Хатуна, не выдержав горя, умерла на могиле мужа.
Сказание о Мокац Мирзе состоит из цикла песен, которые живут в народе до сих пор. Неувядаемость этой народной поэмы-песни объясняется не только остро драматическим сюжетом, выраженной в нем глубокой народной философией, но и совершенством художественной формы.
Торжественное, как реквием, повествование в поэме «Мокац Мирза» напоминает строгую форму монумента. Каждый эпизод (например, донос предателя, умерщвление героя, смерть Ал-Хатуны) заключен в семистрофный стих с единой рифмой («ин» «ан»), и каждая строфа, переходя в речитатив, кончается неизменно повторяющимся возгласом «Жаль, тысячу раз жаль, Мокац Мирзу».
Поэма является характерным примером отражения в устной народной поэзии социальной проблематики. С этой точки зрения весьма примечательна народная поэма «Аслан-Ага». На своем легендарном коне Боз-Бедави народный заступник Аслан-Ага с Мечом-Молнией в руках вступает в бой с хогеаром Габриелом (олицетворяющим зло светских и монастырских феодалов-кровососов).
«Три дня и три ночи» Аслан бился в неравном бою и пал от смертоносного удара Габриела. Смерть героя является исторически логической концовкой, поскольку именно так и оканчивались в действительности неравные бои народа с феодалами. И вместе с тем поэма утверждает, что не гаснет вера, народа в победу над злом. Во второй части поэмы борьба возобновляется.
Храбрая жена Аслана продолжает начатое мужем сражение с Габриелом. В армянской устной народной поэзии обширное место занимают малые эпические формы - лиро-эпические песни, повествующие об отдельных эпизодах исторических событий.
Но вершиной эпической поэзии армян справедливо считается эпос «Сасунци Давид», вобравший в себя все достижения национального народно-поэтического творчества.
Песни-сказания о Сасна Црер или эпос «Сасунци Давид» сложились на протяжении VIII-X вв. - в период национально-освободительных войн против арабского владычества.
Сюжет эпоса посвящен изгнанию поработителей с армянской земли. «Сасунци Давид» как бы синтезирует все идейно-художественное богатство армянского многовекового эпического творчества. В этом эпосе по существу художественно выражен духовный мир создавшего его народа - квинтэссенция его философии, его общественных идеалов.
Эпос начинается с повествовательных песен об основателях Сасуна (страны), о дедах и прадедах. Эта часть эпоса овеяна самобытной древ неармянской легендой о первопредках народа.
Примечательно, что герои эпоса не волшебные великаны, рожденные чудесным образом, и не сказочные цари. Они наделены живыми чертами реальных людей. Нельзя не заметить также полного отсутствия в эпосе мистических картин.
Центральная часть эпоса посвящена главному его герою, богатырю Давиду - внуку основателей Сасуна. Образ Давида воплощает характерные черты армянского народа, сложившиеся в течение веков. Это прежде всего миролюбие, ненависть к войнам и отрицание чувства мести.
Наделенный фантастической силой и храбростью, Давид вместе с тем исключительно скромен в кругу семьи и друзей. Он обладает добрым сердцем, внимателен к советам старших и ближних и отличается исключительным великодушием. Когда войска Мсра - Мелика осадили Сасун, юный Давид попросил доспехи покойного отца - легендарного Мгера - и на рассвете один пошел навстречу врагу. В утренней мгле неожиданно раздался могучий голос Давида: «Эй, эй... Проснитесь, кто еще спит. Берите меч, кто без меча стоит. Оседлайте коней, кто еще пеший, приготовьтесь к бою, чтобы не сказали, что пришел Давид как вор и ушел как вор...»
Так началась грандиозная битва богатыря с неисчислимыми полчищами Мсра-Мелика. Кровь врага лилась рекой. Но один из воинов Мсра-Мелика, старый араб, остановил Давида словами: «Сынок, пощади несчастных, не враги они твоему народу. Это Мсра-Мелик силой погнал их сюда. Дома ждут их, обливаясь слезами, матери, жены и малые дети... Мсра-Мелик - твой враг, пусть он и примет твой бой».
«Ты прав, отец», - ответил юный Давид, - и велел арабам вернуться домой, а Мсра-Мелика вызвал на поединок.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 4 - 5 - 6