Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Историческая судьба Армянской литературы

(продолжение, часть четвертая)

  Разве не удивителен этот эпизод в эпосе народа, пережившего 300-летнее жестокое иго арабского халифата. Гуманистическая идея о том, что враждуют не народы, а честолюбивые государи, выражена в эпосе устами именно старого араба.
Вызывает удивление в этом памятнике глубокого средневековья отсутствие религиозных мотивов и характерной для этой эпохи идеализации знатных богатырей. Герой эпоса - не царь и не волшебник. Давид трудится, любит, ошибается, раскаивается и страдает, как все простые смертные. Ничего божественного и сверхчеловеческого в нем нет.
В заключительной части эпоса выражен взгляд народа на будущее. Совершив многочисленные подвиги в борьбе против внешних и внутренних врагов народа, потомок сасунских храбрецов Мгер Младший приходит на могилу отцов для исповеди: не пришло еще время победы над злом. Мгер уходит в легендарную скалу, где он ждет часа своего возвращения: когда «уродится ячмень с шиповник величиной».
Эпос «Сасунци Давид» неизменно привлекал внимание многих поколений армянских поэтов и писателей. Его бессмертные идеи и образы приобретают мощное звучание особенно в творчестве классиков армянской поэзии XIX-XX вв. Ованес Туманян и Аветик Исаакян написали по мотивам этого эпоса великолепные поэмы, составляющие украшение их замечательного поэтического наследия. Но и в советскую эпоху видные армянские писатели вновь и вновь возвращались к величайшему памятнику поэтического творчества народа, создавая на сюжеты и мотивы «Сасунци Давида» новые произведения, прославляющие неугасимый огонь народной веры в светлое будущее человечества без войн, без национальной вражды и угнетения.
В середине IX столетия в Армении произошли крупные события. Арабское иго породило пожар народных восстаний. Вспыхнула национально-освободительная война против владычества халифата, кончившаяся победой - восстановлением национальной независимости (886 г.). Страна вступила в период длительного мирного строительства. Это была эра расцвета армянских городов - Карса, Двина, Вана, Ани, - ставших в начале X в. крупными международными торговыми центрами.
Возникли благоприятные условия для подъема культуры и искусства. Развернулось строительство храмов и других великолепных сооружений национальной архитектуры.
Одновременно с ростом феодальных владений духовных и светских князей, в эксплуатируемых массах накапливалось антифеодальное брожение, породившее уже отмеченное выше тондракийское движение. Таковы были те исторические условия, в которых наметился новый этап армянской письменной литературы. Развитие городов и торговли в X-XII вв. сильно изменило облик армянского общества, появился круг читателей с иными духовными запросами. Возникло многочисленное городское сословие - купцы, ремесленники, не зависимые от власти монастырей и феодальных князей.
Ярким выражением поворота в армянской письменной литературе явилось творчество Григора Нарекаци (конец X в.), который впервые ввел в армянскую поэзию образ земного человека с его реальным мироощущением. Нарекаци перешагнул окостенелые рамки церковной поэзии, пошел навстречу живой жизни, и впервые за многие столетия в армянской письменной поэзии прозвучали дивные народные мелодии, мотивы человеческой радости и печали.
Новый этап в развитии экономики и культуры страны в историческом науке мы называем эпохой раннего армянского возрождении.
Возрождение народно-демократических тенденции золотой эпохи армянской письменности сопровождалось усилением идейного размежевания в общественном развитии. Классовые противоречия между бесправными трудовыми массами и феодальной знатью отразились также в области культурного развития.
Крупным идеологом феодального сословия был поэт и ученый Григор Магистрос Пахлавуни (990-1058), который переводил на армянский язык сочинения Платона и Эвклида, был теоретиком аристократической эстетики. Пахлавуни принимал активное участие в политической жизни страны и имел огромное влияние на церковную знать. Известно, что именно Пахлавуни возглавлял карательные легионы, присланные византийским императором для подавления крестьянского восстания (тондракийцев).
Пахлавуни писал свои стихи высокопарно, витиевато. Он пытался развивать в национальной поэзии каноны церковного песнопения.
Однако ни церковная, ни светская знать не в силах были остановить процесс демократизации стихосложения и письменного слова. Именно в этот исторический период проникает в армянскую письменную литературу современная разговорная речь - ашхарабар, потеснив недоступный для широких слоев грабар.
Значительные изменения произошли также в творчестве историков. Идеи возрождения нашли широкий отклик в трудах известных летописцев Иоанна Драсханкертци и Фомы Арцруни (X в.). И наряду с этим другие авторы - Степанос Асохик и Аристакес Ластивертци (X-XI вв.) - отстаивали в своих трудах позиции феодал кпо-церковной идеологии.
И середине XI в. Армения, как уже было сказано, снова лишилась самостоятельности и подпала под власть Византии. Затем к страну вторглись сельджуки, нанесшие ее экономике и культуре тяжелый удар. Но в ХII в. с братской помощью Грузии, имевшей тогда сильное самостоятельное государство, армяне в северо-восточных областях восстановили свою независимость. Наступила эра бурного расцвета национальной культуры. Отметим здесь лишь некоторый черты творчества поэтов и писателей эпохи армянского возрождения, писавших золотую страницу в историю развития национальной литературы.
На стыке XI и XII вв. прогрессивное развитие армянской поэзии в значительной степени связано с именем Ованеса Саркавага (Имастасера). Крупный ученый своего времени, основатель анийского университета, Ованес Имастасер написал поэму, в которой он изложил передовые идеи своего времени, в частности требуя раскрепощения поэзии от церковной схоластики. Вслед за ним (в начале XII в.) на историческую арену вышел талантливый поэт и композитор Нерсес Шнорали, который впервые ввел в письменную поэзию актуальную проблематику общественной жизни. Но он знаменит еще и тем, что произвел сдвиг в армянском стихосложении, преодолев закостенелые формы «классического стиха». Его восьмистопные лирические стихотворения с упругими и выразительными строфами имели большой успех и много подражателей. Нерсес Шнорали придавал особое значение ритмической выразительности стиха, и это был большой шаг вперед.
Аналогичную роль в развитии письменной прозы сыграл знаменитый армянский писатель XII в. Мхитар Гош (1123-1213), творчество которого также свидетельствовало о выходе армянской литературы за пределы церковных стен. Мхитар Гош писал басни, отличающиеся выразительной лаконичностью. Они оставили глубокий след в развитии художественной литературы последующих столетий. Басенный жанр после Гоша стал одним из популярных в армянской литературе.
Поворот письменной литературы к освещению внутреннего мира человека происходил и в грузинской литературе. Более того, грузинская изящная словесность в XII-XIII вв. достигает вершины, опередив развитие гуманизма Ренессанса в европейских странах более чем на столетие. Венцом классической грузинской литературы этой эпохи явилась поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», где провозглашено право человека на свободный выбор в любви, воспеваются дружба между людьми разных племен и национальностей, свобода и равноправие женщин. Поэма Руставели поражает не только высокими идеями, опередившими свое время, но также и непревзойденной поэтической формой.
Но недолго длилось мирное развитие жизни и культуры армянского народа. В середине XIII столетии орды монгольских завоевателей вторглись в Закавказье.
Армения снова попадает в черную полосу жестокого порабощения. После кровавого нашествия Тимура Армению терзали враждующие между собой туркменские племена Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Непрерывные войны на ее территории довели страну до крайнего истощения. Затем началась война за дележ Армении между Персией и только что образовавшимся турецким государством, в ходе которой завоевателями была применена варварская «тактика пустыни», когда отступающие орды оставляли лишь опустошенные земли, насильственно угоняя с собой население в рабство.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 3 - 5 - 6