Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Историческая судьба Армянской литературы

(продолжение, часть пятая)

  И тем не менее духовная жизнь нации не прекращалась. Мало того, именно в этот период (XIII-XVI вв.), как это ни удивительно, армянская литература делает новые шаги по пути начавшегося в X-XII вв. возрождения. Вступает на историческую аршу целая плеяда замечательных лириков, - Фрик, Констанци Крнпкаци, Ованнес Тлкуранци, Мкртич Нагадг, Григорис Ахтамарци, Наапет Кучак, провозгласившие в своем творчестве антифеодальные и антиклерикальные гуманистические идеи.
Полемизируя с реакционной доктриной христианства о том, что все предначертано свыше и бог справедлив, Фрик, например, спрашивает: но почему же справедливый бог не видит (не хочет видеть), какие на свете творятся злодеяния? Поэт спорит с религиозной догмой о разумности мироздания, спрашивая: почему один наследует от дедов титул господина и несметные богатства, а другой - только нищету и страдания? В стихотворении «Жалоба» Фрик говорит: «Один всегда по горло сыт, другой от голода дрожит; один в порфиру облачен, другой лохмотьями прикрыт. Кто в красную парчу одет, а у кого рубашки нет; тому позволено грешить, а Этому - на все запрет».
Другая вершина армянской литературы периода XIII-XVII вв. - это творчество баснописца Вардана Айгекци.
В эту эпоху возникает и развивается еще одна своеобразная форма армянской поэзии - творчество ашугов, выступавших в качестве и певцов-сказателей, и композиторов.
Искусство ашугов сыграло огромную роль в развитии армянской поэтической культуры, если учесть, что очаги письменной литературы в значительной степени были отгорожены монастырскими степами от живого процесса общественной жизни. Песни ашугов доходили до народа, минуя печатный станок. Это обстоятельство накладывало специфический отпечаток на их поэтику: создавая свои произведения одновременно и для устного исполнения, поэты-ашуги постоянно заботились об их песенной форме. Вырабатывались специфические компоненты ашугской поэтики, выразившиеся в устойчивой системе повторов, в определенной форме авторских обращений, музыкального ритма и т. д.
Самой .популярной формой стихосложения этой эпохи был айрен, который обладает большой художественной гибкостью, особенно для повествовательной, эмоционально динамичной речи. В ашугской поэзии айрен получил весьма широкое распространение.
Одной из популярных мелодий ашугской поэзии в XIV-XV вв. становится пандухтская тема. В течение последующих веков и до наших дней эта тема занимает в армянской поэзии постоянное место. Стихотворения на ландухтские темы пользовались большой популярностью в народе.
Следующий этап истории армянской литературы называется в науке «новая армянская литература». Она начинается с последней четверти XVIII в., охватывает весь XIX в. и начало XX в.
Новый этап армянской литературы тесно связан с таким историческим событием, как присоединение Закавказья к России, Новая армянская литература - это литература эпохи, когда вековой армянский вопрос "быть или не быть", наконец, пол;учил с помощью России свое историческое разрешение и армянский народ был спасен от полного физического уничтожения.
В конце XVIII в. русская ориентация становится основной идейно-политической линией армянского национально-освободительного движения. Первыми талантливыми пропагандистами этого нового политического учения в армянской литературе после Эмина были прогрессивные представители индо-армян, известные в история как талантливые деятели армянского просвещения XVIII в., - писатели-демократы Мовсес Баграмян, Шаамир Шаамирян и Месроп Тагиадян, творчество которых отражает начало интенсивного процесса духовного пробуждения армянского народа.
Конец XVIII в. и начало XIX в. характеризуется бурным ростом за рубежом армянских культурно-просветительных учреждений - школ, типографий, журналов, благотворительных культурных обществ и т. д.
Центр развития прогрессивного армянского искусства перемещается в Россию. Теперь уже ни Калькутта, ни Полис, или Венетик или Париж по играли такой важной роли для армянской литературной жизни, как Петербург, Москва и Тбилиси.
Развитие армянской литературы шло теперь в обстановке всероссийской общественной жизни, где происходило небывалое до этого активное взаимодействие в культурном развитии народов Кавказа. Одинаковые социально-политические условия, в которых находились народы национальных окраин, единые идейные задачи борьбы против социального и национального угнетения объединяли все прогрессивные силы народов Российской империи под знаменем русского революционно-демократического движения. Сочувственное отношение русской прогрессивной интеллигенции к угнетенным народам являлось фактом великого исторического значения. Пушкин, Лермонтов, поэты-декабристы приезжали на Кавказ не как в колонию России, а как в страну, где живут народы с добрым сердцем, с поэтической душой. Кавказская тема вступает на страницы великой русской литературы как тема человека и народа.
Идейное общение и дружба между русскими, грузинскими и армянскими писателями уже в первой половине XIX столетия становится одним из характерных явлений всероссийской культурной жизни. Александр Чавчавадзе (1786-1846) - друг и тесть Александра Грибоедова, талантливый переводчик Пушкина, Вольтера, Корнеля на грузинский язык - друг русских декабристов, автор известного стихотворения «На смерть Пушкина», основоположник нового этапа в истории художественной и общественной мысли азербайджанского народа; Николоз Бараташвили (1817-1845), родоначальник новой грузинской литературы, автор бессмертного шедевра грузинской поэзии «Мерани», друг Пушкина, Грибоедова, Бестужова-Марлинского, польского поэта-революционера Ладо-Заблоцкого; наконец, Хачатур Абовян, Микаел Налбандян, Степанос Назарян - вот неполный перечень имен, характеризующих начало великого содружества, которое открывает новые горизонты национальных литератур Российской империи, определив их историческую судьбу.
Первая половина XIX в. обнажила всю остроту «борьбы двух культур» внутри армянской национальной культуры.
Прогрессивные силы армянской литературы энергично ставили проблемы сближения ее с жизнью народа. Выполнение этой исторической задачи требовало прежде всего решительного преодоления художественного метода классицизма. Армянский классицизм оформился как литературное течение в середине XVIII в., но продолжал отстаивать свои позиции вплоть до 70-80-х годов XIX в.
Эстетические основы армянского классицизма, изложенные в трудах теоретика этого литературного течения - Эдварда Гюрмузяна,- полностью перекликались с поэтикой французского классицизма. Однако классицизм на армянской почве имел свое конкретно-историческое существование. Здесь недостаточно указать лишь на то, что высокопарный стиль классицизма весьма импонировал вкусам верхушки армянского духовенства, имевшего тогда большое влияние на развитие письменной литературы.
Идейно-художественные принципы классицизма в значительной степени соответствовали историческим задачам национального и социального развития армянского общества. Характерное для классицизма обращение к древности давало возможность развивать популярные среди армян темы героического прошлого. Трагедии Петроса Манасяна «Аждаак и Тигран», «Хосров Великий» или Мануэла Джахджахяна «Победа Трдата» и другие пьесы, посвященные событиям армянской истории, производили большое впечатление на зрителей армянского театра в Венеции, созданного при братстве мхитаристов, где были сосредоточены главные творческие кадры писателей-классицистов. Поэты-мхитаристы Гукас Инчичяи (1758-1833), Габриэл Аветикян (1751-1825), Мануэл Джахджахян (1770-1835), Егия Товмасяя (1777-1848) и Арсэн Багратуни (1790-1866) - являлись зачинателями этого литературного течения. Армянские классицисты активно переводили произведения Расина, Корнеля, Вольтера, Мольера, а также Сoфокла и Эврипида.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 3 - 4 - 6