Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Историческая судьба Армянской литературы

(продолжение, часть шестая)

  Классицизм сыграл определенную положительную роль в подъеме национальной культуры, что, в частности, отчетливо выразилось в развитии национальной поэтики и эстетики. Нельзя не заметить, что почти все выдающиеся армянские писатели и поэты целой эпохи выросли на ниве классицизма, отдавая ему немалую дань. Но в дальнейшем, особенно в начале XIX столетия, ход истории неумолимо обнажил несоответствие классицизма, его философии, его эстетики задачам нового времени. Главным идейным направлением армянской прогрессивной литературы XIX в. становится просветительство. Новое течение выдвигает на первый план свободное от сковывающих художественную фантазию классических канонов эмоциональное изображение мира. Голоса жизни, реалистические образы современников ворвались в литературу, потеснив «святых» и «ангелов». Пристальное внимание художников к повседневной жизни народа (что, разумеется, противоречило принципам классицизма) становится всеохватывающим. Литература находила образцы гуманизма и героизма не только в далеком прошлом, но и в современной ей действительности. Появились первые всходы нового армянского реализма. Почти в то же время зазвучали в национальной прозе и поэзии боевые мотивы активного романтизма, который господствовал в армянской литературе как прогрессивное течение вплоть до эпохи Октябрьской революции.
Движение от классицизма к реализму и прогрессивному романтизму весьма наглядно проявилось в начале века также в характере переводов произведений мировой литературы на армянский язык. Уже в 40-х годах были изданы произведения Пушкина, Шекспира, Гете, Шиллера, Лермонтова, Бериса, Байрона, Крылова и многих других писателей.
60-е годы прошлого столетия в истории армянской литературы ознаменовались победой ашхарабара над грабаром, реализма и прогрессивного романтизма над классицизмом и тем самым выходом армянской письменной литературы на широкий путь развития.
Это был замечательный период рождения новой, демократической литературы, независимой от церкви,- литературы, возрождающей народно-демократические традиции национальной поэзии, оплодотворенной достижениями мировой культуры и озаренной революционным пафосом идей русских шестидесятников. На страницах журнала «Юсисапайл» и других армянских изданий в России одно за другим появляются новые имена поэтов и писателей, воодушевленных революционно-демократическими идеями.
Многие произведения поэзии шестидесятников приобретали значение общенациональных гимнов, как, например, «Слезы Аракса» Патканяна, «Свобода» Налбандяна, «Сон» Шахазиза, цикл зейтунских песен Пешикташляна, «Киликия» Русиняна, «Ласточка» Дюдохяна; они и по сей день популярны в народе. В эти годы появились и зачатки армянского критического реализма. Сатирический роман Микаела Налбандяна «Вопрошение мертвых», напечатанный в журнале «Юсисапайл», изображает типические черты жизни армянского общества того времени. В нем дана острая критика антинародной сущности купечества и буржуазии.
Таким же предвестником критического реализма был опубликованный в 1861 г. роман Г. Тер-Ованнисяна «Тэр Саргис», который Налбандян сравнивал с «Мертвыми душами» Гоголя. На страницах «Юсисапайла» в 60-е годы впервые стали появляться критические драмы, разоблачавшие реакционеров в армянской общественной жизни. Такова, например, пьеса видного представителя демократического крыла «Юсисапайла» Анания Султаншаха, который, следуя творческой манере русского шестидесятника С. Н. Федорова, напечатавшего в «Современнике» драму «Воспитатели», написал аналогичное сатирическое произведение на армянском материале; он талантливо воспроизвел образы реакционеров, выступавших под личиной народности и патриотизма.
«Юсисапайл» поощрял формирование и развитие армянского реалистического театра. До 60-х годов армянский театр ставил высокопарные произведения на сюжеты главным образом древних легенд и житий святых. Но уже в 50-е годы он стал приобретать черты профессионального искусства. В 1851 г. в Тбилиси было построено сохранившееся по сей день театральное здание Тамашяна, где систематически ставились спектакли уже на современные темы. Появление на сцене этого театра водевилей «Хаджи Сулейман» Гургенбекова, «Ах, мои сто златых» Аладатяна и других - имело большое принципиальное значение. Это были первые шаги национального театра по пути реализма и сближения с современной жизнью народа.
В то же время старые схемы и мертвые традиции классицистской драматургии еще мешали развитию национального театра. Однако появляется острая, смелая театральная критика отмирающих форм искусства. Можно, например, назвать статьи Микаела Патканяна на страницах «Мегу Айастани» («Пчела Армении») о постановке трагедии Г. Кареняна «Шушаник». Патканян, опираясь на литературные взгляды Белинского, обосновывает воспитательное значение театра, его роль в активной борьбе за общественный прогресс и ратует за правдивое отображение в искусстве животрепещущих проблем народной жизни.
На страницах журналов «Юсисапайл», «Чрамах» и «Мегу Айастани» велась горячая дискуссия о путях развития национального сценического искусства. Сторонники традиционной трагедийности армянского театра ратовали за произведения в стиле ложного классицизма. Другие отстаивали популярную в то время водевильную развлекательность.
Но спор был решен самим ходом общественного развития в 70-80-е годы. Армянский театр бесповоротно встал на путь реализма.
В этой победе выдающуюся роль сыграла драматургия Габриела Сундукяна и Акопа Пароняна. Произошли исторические сдвиги также в развитии национальной музыки. Были изданы сборники песен, возникали многочисленные хоры, создавались музыкальные спектакли.
Художественная выставка, состоявшаяся в Тбилиси в 1868 г., продемонстрировала успехи в армянском изобразительном искусстве. В предыдущие десятилетия художники работали главным образом в области портрета. В 60-е годы поучила большое развитие пейзажная живопись, посвященная природе родной страны («Полдень на берегу реки» Нерсесяна, «Арарат» и «Озеро Севан» Айвазовского и др.). Широкой популярностью пользовалась графика, особенно книжная иллюстрация (а также карикатура на страницах газет и журналов). Западно-армянская газета «Мегу» за короткое время напечатала около 150 рисунков, которые и до сих пор производят сильное впечатление, хотя они отражали конкретные факты общественной жизни далекого времени.
Одновременно с Прошяном вышел на историческую арену другой крупный классик армянской литературы XIX в. - Газарос Агаян, также проложивший дорогу армянскому реализму. Но самобытные черты его творчества сложились в 70-е годы. Идейно-философские позиции Агаяна своеобразно соединяют черты трезвого материалистического мышления шестидесятников, когда речь идет об оценке реальных соотношений сил в общественном развитии, и народнического идеалистического мировоззрения, когда речь идет о перспективах и путях преобразования общественной жизни.
Если в романах Раффи постоянно звучит мотив борьбы, то Газарос Агаян поет гимн просвещению, провозглашая его всесильным и всеобъемлющим преобразователем мира. В творчестве Агаяна нашла свое художественное выражение сложившаяся веками философия армянского крестьянина и ремесленника о непобедимой силе знаний и мастерства в труде. Агаян создал серию сказок, выразив в них народную веру в доброе начало мира.
В прозе 70-х годов XIX в. видное место занимал также крупный западно-армянский романист Церенц - страстный пропагандист идей освободительной борьбы армянского народа. Церенц написал романы, воскрешающие героические события национально-освободительных войн против Византии («Торос Левони») и арабского халифата («Тевадрос Рштуни»). Наиболее популярным его произведением считается роман «Еркунк», в котором писатель отчетливо выразил свои народно-демократические взгляды. Вслед за Церенцем в Западной Армении появилась талантливая молодежь, выдвинувшая таких писателей, как Арпиар Арциарян, Григор Зохраб, Србуи Тюсаб, Тигран Камсаракан и многие другие. Это были разные по своему художественному почерку писатели. Србуи Тюсаб, получившая прозвище «армянской Жорж Занд» за свою горячую приверженность к проблемам женской эмансипации, внесла определенный вклад в развитие армянского романтизма.
Рассказы Арпиаряна, содержавшие беспощадное разоблачение «свинцовых мерзостей» буржуазной действительности Запада, представляли собой прекрасные образцы критического реализма. Григор Зохраб вписал неповторимую страницу в историю армянской литературы как мастер новеллы. Исключительно важным историческим этапом в развитии армянского реализма явилось творчество Сундукяна на Востоке и Пароняна на Западе. Именно в творчестве этих художников впервые образ становится главным средством художественного обобщения.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 3 - 4 - 5