Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
НЕЗАКАТНАЯ ЗВЕЗДА

  В те годы (это было начало века) некоторые томимые мистическими идеями теоретики призывали к постижению бестелесной красоты, к службе готической, к болезненно изогнутой арке, к ангельской душе святых грешниц, лик которых является лишь среди звезд, и отвергали реализм как «простое ретуширование действительности», где отсутствует духовное начало. Энергичный, юный, живой среди этих певцов отрешенной неземной красоты, Есенин трудно вставляется в ряд представителей какого-либо модного направления, театрально-литературной школы, средневековой традиции, он, по сути, чужероден был и акмеизму. Сам по себе явление уникальное, это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени. Не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, павлина в голове, нужно искать в нем поэтическую правду бытия, колдовское очарование неподслащенной красотой, за короткую жизнь так неповторимо выявленные им. Но Есенин прошел и через умствующее уродство неустанных в своей нечестивости критиков, зло воображающих национального гения в кабацком дыму в разорванной на груди рубашке, с криком «Эх, ты гой еси!» в порыве языческого анархизма и патриархального экстаза отрицающего революционный город, до которого он якобы не дошел, не дорос... Нет, город и революция не были для него «запечатанной дверью» на околице деревни. Обладая европейской культурой, познав и деревню, и город, он бесстрашно стоял на всех ветрах послереволюционной поры, дыша радостным воздухом свободы. В нем неистово горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства, не сдержанные благоразумием расчета, его терзало, задавало неуспокоенные вопросы главное в жизни, что всегда мучило думающего русского интеллигента: «Кто я?», «Что есть человек?» - вопросы, которые Циолковский считал совершенно необходимыми в попытке познания смысла жизни.
Он, Есенин, так же как и Блок, был убежден, что России суждено идти не по пути европейско-американскому, а по своему, не похожему ни на один известный путь. Он убежден был и в том, что культура -это не только движение вперед, но это и движение к истокам, а без знания русской деревни узнать Россию вообще нельзя. И есть единство родины и судьбы каждого незаурядного поэта.
Дух его борется, мечется в поисках и растет Поэзия ткется из реальности при благословенной помощи искренности и волшебства слов. В то же время чувственность Есенина, его ранимая нежная душа, как ни у кого обнаженная, открытая страстность чрезвычайно далеки от растроганно-женственной романтичности энергия мужественной силы присутствует в его поэзии везде. Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта.
Наверное, почти нет ни одного современного поэта, кого не осветил бы зеленый луч звезды Есенина, которая кристально сияет, горит над полями, над лесами, над водами России. Поистине непотухающая, пезакатная звезда.

Гений — всегда народен.
Александр Блок
  Гениальный поэт...
Его романтически-легендарная и реально-земная жизнь - всегда напряженно-драматична, контрастно-противоречива, всегда - чудо!
Сердце гениального поэта испытывает воистину «космические» эмоциональные, нравственные перегрузки. На совесть его неодолимо ложатся тревоги, заботы Отчизны, людские слезы и печаль, светлые и радостные мгновения счастья народного. Жизнь его - пророческий духовный подвиг.
Что делать! Пока такой поэт рядом с нами, далеко не всегда сознаем мы, его современники, эту истину Лишь со временем открывается она сполна нашим потомкам, во всем ее историческом значении и величии. Так когда-то было с гениальным Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым; так позднее случилось с великим Блоком и Маяковским; так было с Есениным... «...С каждым годом все больше и больше вырисовывается лицо культуры советской России, пролетарской России. И последний символист, Есенин, довольно скоро утратит свою популярность, хотя творчество его останется навсегда свидетельством о психическом складе людей отмершей культуры».
«Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью - и жизнь ушла от него. И он погиб». «...Есенин... по характеру своего творчества в его существенном -типичный представитель буржуазного и мелкобуржуазного упаднического индивидуализма».
«Есенин, как поэт, жил и умер в Москве кабацкой» «Есенин, поэт самоубийства...»
«...Внутренняя жизнь Есенина в последние годы была только дорогой к смерти».
В этой оголтелой «анафеме» Есенину «перстом указующим» для вульгарно-социологической критики 20-х годов и позднее стали: с одной стороны, печальной памяти бухаринские «Злые заметки», а с другой -выступление Троцкого, «сочувственно» «оплакивающего» Есенина после смерти, как поэта, который был «несроден революции», отсюда -неизбежность его гибели! Нам довелось и ранее не однажды говорить и писать о бухаринских «Злых заметках», а также троцкистской «концепции» гибели Есенина в своих книгах и статьях о Есенине, преодолевая при этом цензурные «преграды», существующие в ту пору.
Ныне, в пору гласности, стало возможным сказать об этом во весь голос. Побуждало к этому не только стремление полнее, объективнее приблизиться к исторической правде, касающейся судьбы великого поэта России, но и то очевидное, тревожное обстоятельство: когда под флагом гласности и перестройки кое-кто явно стал впадать из одной крайности в другую. При этом нашлись и такие «отчаянно-смелые» «перестройщики», которые были готовы и даже пытались «заменить», казалось бы, неподвластные времени вершины русской поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, Есенина другими именами и «вершинами». Вопреки тому, что история давно уже сказала свое непререкаемое объективное слово о величайших поэтах России.
Вернемся в двадцатые годы...
Статья Троцкого «Памяти Сергея Есенина» была опубликована в «Правде» 19 января 1926 года. При «сочувственной» интонации и «красивости» стиля главная мысль выражена в ней с убийственной откровенностью: «...Есенин, «не от мира сего». Он не поэт революции... Поэт погиб потому, что был несроден революции... К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества...» Сколько раз на протяжении десятилетий, вплоть до недавнего времени, на все «лады», в самых различных аспектах проявлялась эта троцкистская «версия» в работах о Есенине, без ссылки на «первоисточник».
Что касается «Злых заметок» Н. И. Бухарина, то их впервые также, к сожалению, напечатала «Правда» 12 января 1927 года, ровно через год после выступления Троцкого. В том же году «Злые заметки» вышли отдельной брошюрой. Трудно представить, что речь в них идет о гениальном, подлинно народном поэте России, каким был и останется навсегда Сергей Есенин.
«Говорят нам: крестьянский поэт переходной эпохи, трагически погибший из-за своей неприспособленности. Не совсем так, милые друзья! - рассуждает, без тени сомнения, автор «Злых заметок».-Крестьяне бывают разные. Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца», в лаковых сапожках, с шелковым шнурочком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «Государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троицко-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней душевной пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно-русская» картина!» И далее: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще».
Буквально выдавив из себя, ради «объективности», что «есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей», - Н. И. Бухарин с завидной «настойчивостью» и «принципиальностью» продолжает: «И все-таки в целом есенинщина - это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная». Н. И. Бухарин «пророчески» вещает, что «советские устремления... оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни».
По разумению Бухарина, эти «другие соки» - «наше рабское историческое прошлое, еще живущее в нас». Оно-то и «воспевается, возвеличивается, ставится на пьедестал лихой и в то же время пьяно рыдающей поэзией Есенина и его многочисленных подражателей и подражательниц».
«Злые заметки» сделали свое непоправимое черное дело. С «легкой руки» их автора, под «флагом» «борьбы» с «есенинщиной», стихи Есенина фактически были на десятилетия отторгнуты от народа. Не будем забывать, что Н. И. Бухарин в те годы был одним из руководящих деятелей партии и Советского государства, членом Политбюро и главным редактором «Правды». Через какие же воистину черные критические очки надо было смотреть на жизнь поэта, его творчество, чтобы писать подобное, выше цитируемое, об авторе «Анны Снегиной», «Песни о великом походе», «Поэмы о 36», «Баллады о двадцати шести», «Руси советской», «Возвращения на родину», «Пугачева», «Письма к женщине», «Капитана земли», «Ленина», «Персидских мотивов», «Письма к матери»!..
Сегодня трудно все это представить. Кажется невероятным. Но что было, то было... И не только в далекие двадцатые годы - куда значительно позднее. Справедливости ради подчеркнем, что после смерти Есенина раздавались и полярно-противоположные суждения: «Погиб величайший поэт... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», - писал в те дни Алексей Толстой. «Мы потеряли великого русского поэта»,- скажет потрясенный смертью Есенина Максим Горький.


Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 2 - 3 - 4 - 5 -