Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
НЕЗАКАТНАЯ ЗВЕЗДА
(продолжение, часть вторая)

  Гениальные художники всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они, великие мыслители и революционеры духа, постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание Родины, чутко улавливая раскаты новых революционных бурь и потрясений. Это рождает их бессмертие...
Ныне становится особенно очевидно, что Есенин в «суровые, грозные годы» революционного преображения его Родины, находясь в постоянных тревожных раздумьях о будущем полевой Руси, о том, «куда несет нас рок событий», был предельно обеспокоен завтрашним днем всего Человечества. Есенину из своего знаменитого села Константинова, как когда-то Льву Толстому из Ясной Поляны, зримо открывался и проглядывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты; мир, охваченный революционной октябрьской бурей.
Есенин пророчески стремится заглянуть в будущее Человечества. «Пространство будет побеждено», и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будто расставлены вехи для безопасного плавания, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности» .
Сказано это было в... 1918 году.
Чем больше размышляешь о космизме Есенина, его поэзии, тем больше поражаешься ее вселенской глобальности, которая органически слита в есенинских стихах с предельным реализмом земной романтики. Вспомним хотя бы такие ранние стихи поэта, как «Звезды», «Голубень» и особенно стихотворение «Там, где вечно дремлет тайна...», написанное Есениным в 1916 году. А вторая, «космическая» часть поэмы «Русь»: «Понакаркали черные вороны...» Я уже не говорю о сплошь вселенских космических стихах и поэмах Есенина первых лет революции - «Отчаре», «Преображении», «Иорданской голубице», «Ивонии», «Пантократоре», «Небесном барабанщике». В них поэт как бы на «ты» со всей Вселенной.
И так - на всю жизнь. Чего стоит только одна поэма «Цветы». «Это философская вещь» -так определил ее суть Есенин. Заметив, что, прежде чем ее читать, «нужно... подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д., тогда она будет понятна».
Человек - дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок живой жизни, единственный во всей Вселенной, и вместе с тем необъятная Вселенная своей души. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем это сказать по-своему, в высшей степени художественно-впечатляюще и самобытно.
«Человек и Вселенная» - вечная тема, которая в современной поэзии по-настоящему только «проклевывается». У Есенина, по сути дела, в его стихах она была одной из главенствующих. Ради истины заметим: достойно, по-есенински она звучит в наши дни в стихах выдающегося русского поэта Василия Федорова, особенно в его поэме «Седьмое небо». Что же касается самого Есенина, то он на связь человека с миром Вселенной посмотрел как бы из будущего... из XXI века, когда человечество «будет перекликаться... со всем миром в его необъятности»

* * *
Да! Время работает на Есенина.
Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте XX века. Наибольшее количество «белых пятен» долгое время было связано с «деревенским детством» и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь! Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его «творческих дум», о народных, глубинных истоках его поэзии. Мнотие вопросы, касающиеся судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа. Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все - правда, озаренная и печальная, все - жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельно обнажена исповедальная душа художника,- все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода «романами без вранья». Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движение его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на той священной земле, откуда берет начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных его шагов и до смерти будет наполнять его сердце неугасимой любовью к Отечеству. Сколько людей ради желанной «встречи» с поэтом на его «малой родине» каждый год идут и едут со всех концов Земли к Пушкину -в Михайловское, к Лермонтову - в Тарханы, на Волгу - к Некрасову, в край рязанских раздолий - к Есенину.
В свое время мне посчастливилось едва ли не первому из тех, кто писал в разные годы о Есенине, зримо прикоснуться к родной земле поэта. То была едва ли не самая светлая и радостная пора многолетних встреч с миром поэзии Есенина.
Константинове, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки - многоводной сестры великой Волги. Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры.
Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константинове со всех концов света, чтобы низко поклониться древней рязанской земле - колыбели великого поэта России. Хорошо помню то потрясение, которое испытал, увидев все это впервые сорок лет тому назад. С Константиновских, а особенно Федякинских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновенье ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания. Нет! Не случайно в минуты революционного озарения родное константиновское небо представляется поэту в его стихотворении «Небо - как колокол...» гигантским вселенским колоколом, а месяц в небесной ночной синеве - звонким его языком...
Словно Антей, каждый раз, когда Есенину было особенно трудно, припадал он душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.
* * *

Как справедливо однажды заметил Александр Блок, гений всегда народен.
Историей рода человеческого, равно как и своим народом, на него каждый раз возлагается священная миссия: быть совестью и пророком своего времени, врачевателем народной души. Судьба гениального поэта России - Сергея Есенина - блистательное тому подтверждение. В его стихах и поэмах есть и беспощадный нравственный счет своим ошибкам и заблуждениям, и кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия самой действительности, равно как и субъективные противоречия во взглядах самого поэта. Нет во всем творчестве Есенина, его гражданской жизни одного: ухода, отстраненности от самых жгучих, самых животрепещущих, самых сложных социально-классовых, политических, моральных, нравственных, этических проблем, которые встали перед Родиной поэта, его народом в годы революции. Только поэт, которого до глубины души, столь нераздельно и постоянно волновала и красота родных «рязанских раздолий», и судьба «Руси крестьянской» в революции, и будущее всего «шара земного», мог создать «Инонию» и «Сорокоуст», «Пугачева» и «Страну негодяев», «Москву кабацкую» и «Персидские мотивы», «Русь советскую» и «Письмо к женщине», «Песнь о великом походе» и поэму «Ленин», «Капитана земли» и «Балладу о двадцати шести», «Черного человека» и «Анну Онегину». А лирико-философские стихи Есенина! Такие, как «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Жизнь - обман с чарующей тоской...», «Цветы мне говорят - прощай...» и другие.
Сколько в них самого сокровенного, есенинского, лично пережитого поэтом, и одновременно сколько общечеловеческой доброты и сердечного тепла, которого ныне так явно не хватает на нашей планете.
Все очевиднее становится сегодня непреходящее значение и самобытнейшего прозаического наследия Есенина, его юношеской повести «Яр», рассказов «У Белой воды», «Бобыль и Дружок», очерка «Железный Миргород», его автобиографической, критической, эпистолярной прозы.
Художественный мир Есенина-прозаика романтически-эмоционален, драматичен, афористичен в слове, языке. Проза поэта, как правило, предельно реалистична в показе картин народной жизни. Ныне мы только начинаем открывать ее для себя. Сергею Есенину было предназначено Историей, Временем вместе с первопроходцами советской поэзии - Владимиром Маяковским, Александром Блоком - рассказать о рождении и утверждении на земле человека нового, революционного мира, а вместе с тем одновременно сказать решительное «нет» «черному человеку» - черным силам зла и бездуховности. Первопроходцам всегда трудно, первопроходцам революции, обновляющим мир, возрождающим в человеке все человеческое, особенно. В самые трудные, в самые тяжелые для революции дни, в самые драматические часы жизни - главная боль, главная дума Есенина о судьбе Родины:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.

Преодолевая голод, холод, разруху, разгромив белогвардейщину и интервентов, Россия выстояла и победила в революции. Правда революции становится правдой поэта:

Но Россия... вот это глыба...
Лишь бы только Советская власть!..



Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 3 - 4 - 5 -