Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Микаэл Налбандян


  Изучая важнейшие явления развития литературы и искусства армянского народа середины XIX в., мы видим их глубинную связь с передовыми идеями эпохи, глашатаем которых в армянской печати был Микаэл Налбандян - один из активных деятелей революционно-демократического движения России. Публицистика и критика в 60-е годы, возглавляемая Налбандяном, становятся душой литературного процесса.
М. Налбандян одновременно был поэтом, автором романов и публицистических произведений. Он положил основу армянской профессиональной литературной критике; создал образцы гражданской поэзии, овеянной революционной романтикой, и одновременно явился основоположником критического реализма в армянской литературе. Налбандян оставил глубокий след в истории духовного развития своего народа. С именем Микаела Налбандяна связан тот исторический поворот в развитии армянской общественной мысли, который Отражает выход вековой мечты народа о свободе и независимости из узких национальных рамок - поворот в сторону соединения с могучим потоком русского революционно-демократического движения.
Налбандян утверждал, что освобождение России имеет огромное значение для человечества. Он писал в трактате «Земледелие как верный путь», что русский народ добивается свободы не только для себя, но и для Польши, для Малороссии, для Кавказа, для Грузии и Армении. Налбандян вышел на историческую арену в эпоху великого перелома. Это было время, когда во Французской революции 1848 года впервые отчетливо прозвучал голос рабочего класса как самостоятельной революционной силы, и вместе с тем буржуазия показала, что она уже не является «вожаком» «третьего сословия».
Ход общественного развития и его классовая структура в Европе круто изменились. Одновременно с этим наступила эра национально-освободительных войн народов - в Италии, на Балканах и других странах.
Налбандян осмыслил проблемы национального раскрепощения армянского народа на широком фоне мирового общественного развития. Он пристально изучал историческое своеобразие национальной борьбы различных народов и гениально предугадал, что национальное и социальное раскрепощение армянского народа осуществится под знаменами революционно-демократического движения в России. Армения вошла в состав Российской империи в тот исторический момент, когда созревали антикрепостнические и антисамодержавные силы русского народа. Это уже была Россия декабристов - Россия Пушкина и Белинского, бросившая вызов другой России - России крепостников и царской деспотии.
Разумеется, это историческое обстоятельство не могло не отразиться и на ходе истории армянского народа, прогрессивные и демократические силы которого шли тогда навстречу России Радищева и Чернышевского. Интересы национальной буржуазии и реакционного духовенства, наоборот, находились на стороне крепостнической, самодержавной России.
Вот почему Налбандян яростно боролся против иллюзий о мнимом единстве нации. Он требовал реалистического учета глубоких и интенсивных процессов классового расслоения армянского общества. Налбандян говорил: я отдаю жизнь свою борьбе за то, чтобы дети армянского народа были свободны от всякого чужеземного угнетения и от всякого социального порабощения, чтобы армянский народ мог жить в братстве и дружбе со всеми народами как равный с равными, чтобы Армения одолела нищету, нужду и бескультурье.
С именем Микаэла Налбандяна связано историческое размежевание между народно-демократическими и реакционно-клерикальными тенденциями в армянском национально-освободительном движении. Он подчеркивал неразрывное единство национальной и социальной борьбы, постоянно провозглашая братский союз русского и армянского народов против самодержавия и эксплуататорского строя.
Деятельность Налбандяна развивалась в русле идейно-политической, философской и эстетической программы русских шестидесятников. Велика его роль в пропаганде и развитии эстетических взглядов Белинского и Чернышевского применительно к конкретным задачам развития армянского искусства и литературы. Микаел Налбандян отстаивал принципы тесной связи литературы с жизнью народа, утверждал, что литература должна разбудить народ и звать его к борьбе. Налбандян так же, как и Хачатур Абовян, искал те формы художественного воплощения, которые соответствовали бы идейной задаче наиболее острого и точного воздействия на общественную мысль. Читатели «Юсисапайла» 1858-1860 гг. с нетерпением ждали выхода каждого очередного номера журнала, где печатался «Дневник» - остросатирическое произведение Микаэла Налбандяна, разоблачавшее классовый эгоизм национальной буржуазии.
Форма дневника давала Наябандяну возможность сочетать самые разнообразные приемы повествования. Вот он излагает содержание памфлета, поступившего в некую редакцию; вслед за этим рассказывает о подслушанном споре на жгучие темы или говорит о том, какое впечатление произвел на зрителей новый спектакль и т. д. Но за этим внешне разношерстным и как бы стихийным течением фактов и событий «выглядывала» единая, четко обозначенная налбандяновская концепция, определившая его острый и проницательный взгляд на ход общественной жизни.
В том же идейно-художественном ключе был написан упомянутый выше неоконченный роман «Вопрошение мертвых», который печатался в «Юсисапайле» в 1859 г. Образ стяжателя и эксплуататора Овнатанянца, как и коммерсанта Бекзаде из «Дневника», у которого «страсть к наживе просыпается 365 раз в году»г перекликаются с фигурами, нарисованными в популярных среди армянских читателей романах Бальзака. Налбандян вел активную общественную деятельность, побывал во многих армянских колониях на Востоке и Западе - в Индии, Италии, во Франции, в Лондоне, Константинополе - и всюду встречал страстных единомышленников и идейных соратников.. Реакционная национальная печать тщетно старалась уничтожить огромное идейное влияние Налбандяна на армянскую общественную жизнь.
Микаел Налбандян погиб в возрасте 37 лет. В июле 1862 г. он был арестован за связь с делом «лондонских пропагандистов» (Герцен - Огарев) и осужден по знаменитому судебному делу «32-х» (одной из первых жертв которого был Чернышевский). После трехлетнего пребывания в Петропавловской крепости, в конце 1865 г., Налбандян в крайне изнуренном состоянии и тяжело больной был сослан в г. Камышин Саратовской губернии, где умер 31 марта 1866 г.
Традиции Абовяна и Налбандяна оказали огромное влияние на характер армянского общественного развития последующих десятилетий. Национально-освободительное движение в 70-е годы достигает огромного накала. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., пробудила надежды на освобождение захваченной турками Западной Армении. Добровольческие отряды молодежи, вливаясь в регулярные части русской армии, героически сражались за победу. Население Восточной Армении оказывало самоотверженную поддержку русскому фронту.
Однако щедро политые солдатской кровью освобожденные земли были возвращены туркам. Подписавшие мирный договор представители империалистических держав были глухи к мольбам жаждущего свободы народа, они не стали защищать интересы русофильской Армении. А твердолобый и недальновидный император России надеялся ценою уступок избежать ссоры с могучими европейскими партнерами. Между тем турецкие националисты вынашивали планы своего «решения» армянского вопроса - путем физического уничтожения населения Западной Армении.
Лозунгом дня передовой армянской общественности становятся слова: «Свою свободу мы должны завоевать собственными руками». Возникают многочисленные подпольные патриотические дружины как в Турции, так и в России: в Ване - «Союз спасения», в Эрзеруме - «Защитник родины», в Москве - «Союз патриотов» и т. д. Эпиграфом обращения «Союза патриотов» к армянскому народу были взяты строки стихотворения Налбандяна «Свобода»: «и до последнего дыхания я буду биться за свободу». Большую популярность среди армян в эти годы приобретают идеи русских народников. Армянское просветительство вступает в новую фазу своего развития.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.