Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Жизнь и время Григора Нарекаци

  Дошедшие до нас достоверные биографические сведения о Григоре Нарекаци довольно скудны. Неизвестно в точности место его рождения: считают, что он родился либо в селении Нарек на юге Ванского озера, Рштуникской области, либо в неизвестной нам до сих пор местности области Андзевацеац исторической Армении, в семье священнослужителя Хосрова. Духовный предводитель области Андзевацеац, епископ Хосров Андзеваци, был одним из видных священнослужителей, лктивиым церковным деятелем того времени, большим знатоком религиозной литературы. До нас дошли две его книги - «Толкование церковной службы» и «Толкование таинства св. Литургии».
Спустя много лет после создания «Толкования таинства св. Литургии» Григор, младший сын епископа Хосрова, сделал к этой книге памятную запись, из которой узнаем, что это «Толкование» Хосрова было записано старшим братом Григора, Сааком. В памятной же записи Григор Нарекаци сообщает следующие сведения о своем отце: «Милостью Божьей была написана эта книга толкования епископом Хосровом Андзеваци, строгим последователем Божьих заповедей. Не пристало нам хвалить его ради соблазнения вашего, так как он мой отец по плоти; недостоин я называться сыном его, ни же прислужником по писанию... Итак, первый список сей книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова 399 году армянского летосчисления» ( = 950 г. н. э.).
Об отце Григор Нарекаци упоминает также в памятной записи своего толкования «Песни песней».
Дата рождения поэта окончательно не установлена» Анализ имеющихся фактов привел М. Абегяна к заключению, что эта дата приходится примерно на 940-е годы и скорее всего, на вторую их половину. У Хосрова было три сына - Ованес (Иованнес), Саак и Григор. Сведений о Сааке, кроме вышеупомянутого,, не имеется. Предполагают, что довольно рано скончалась жена Хосрова, после смерти которой он, посвященный в сан епископа, отдал двух своих сыновей, Ованеса и Григора, в Нарекский монастырь, поручив их. опеке и воспитанию настоятеля монастыря Анании, Нарекаци, близкого родственника жены Хосрова (дяди или двоюродного брата матери). Обращает на себя внимание то глубокое уважение, с каким Григор говорит о своем брате Ованесе, ставшем после Анании игуменом Нарекского монастыря. В памятной записи своей поэмы «Книга скорбных песнопений» Григор Нарекаци повествует: «Я - иерей и чернец Григор, последний средь сочинителей и младший средь наставников при .содействии моего брата, избранного Иованнеса монаха прославленной и почитаемой обители (т. е. Нарекского монастыря), с которым мы, будучи родственниками не только по плоти, но и по единству душ, веры и мыслей, жили как два человека с одним лицом, видящим четырьмя глазами одну и ту же стезю таинства...».
Трудно (определить, в чем состояло в действительности сотрудничество Григора с братом. По всей видимости, не лишено основания предположение исследователя творчества Нарекаци А. Казиняна о том, что «сотрудничество Ованеса Нарекаци в создании «Книги скорбных песнопений» могло носить только практический характер, а не творческий».
Подобно другим знаменитым монастырям Армении того времени (Камрджадзор, Оромос, Дпреванк, Хладзор, Цахац Кар и др.), Нарекский монастырь был одновременно и культурно-образовательным очагом. Настоятелями монастырей назначались искушенные в богословии образованные и авторитетные церковнослужители, каковым и был основатель и первый настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, которого потомки величали разными почетными титулами - Вселенский вардапет» (учитель), «Осененный Святым Духом и искусный философ», «Великий философ» и т. д., отражающими достойную оценку его заслуг. Кроме духовно-организационной деятельности Анания Нарекаци занимался также и литературной работой: писал толкования, речи и т. п. Из его трудов известны «Корень веры, что против диофизитов» (до нас не дошел) и «Книга исповедания». Анания обучил и воспитал талантливых церковных деятелей, целое поколение книжников, среди которых особого упоминания заслуживают Григор и Ованес Нарекаци, историк Ухтанес. При таком учителе, как Анания, получил свое образование, духовное и моральное воспитание, а возможно и литературную подготовку будущий гениальный поэт. После окончания монастырской школы Григор, согласно его житию, помещенному в «Айсмавурке», был рукоположен в священники в том же монастыре и удостоен высокого сана вардапета-наставника монашеской братии.
О монастырской жизни Григора Нарекаци. мы не имеем достаточных сведений. Известно, что благодаря своим исключительно богатым знаниям, высокому ораторскому искусству, а также благочестивому образу жизни Нарекаци пользовался глубоким уважением и почитанием как среди современников, так и у последующих поколений.
Анонимный автор другого, более обширного его жития говорит о нем как об «одаренном от Духа Святого ораторе и божественном учителе, избранным из множества», как о поэте «всесовершенном» и «златоусте из златоустов». Продолжая восхваления, анонимный био граф добавляет: «Дивен был и в богословском учении и в красноречивой проповеди, великолепен и богат речами и сладостен устами, а также искусен и силен в письме, чем удивлял ближних и дальних...». Вспомним также восторженные слова армянского летописца Самвела Анеци (XII в.): «...подобно солнцу, блистал мудростью и добродетелью святой муж Божий Григор Нарекаци...».
Нет сомнения в том, что именно в годы учения в монастырской школе Григор приобрел самые разносторонние знания, которые он в дальнейшем дополнил и совершенствовал путем упорного самообразования. О всесторонней образованности Нарекаци свидетельствуют отраженные в его произведениях (особенно в «Книге скорбных песнопений») богатые познания. Вполне очевидно, что он не мог их приобрести, изучая только лишь церковную и богословскую литературу.
Со временем слава нарекского монаха распространилась повсюду, и о нем, как считают, даже при жизни отражающими достойную оценку его заслуг. Кроме духовно-организационной деятельности Анания Нарекаци занимался также и литературной работой: писал| толкования, речи и т. п. Из его трудов известны «Корень веры, что против диофизитов» (до нас не дошел) и «Книга исповедания». Анания обучил и воспитал талантливых церковных деятелей, целое поколение книжников, среди которых особого упоминания заслуживают Григор и Ованес Нарекаци, историк Ухтанес. При таком учителе, как Анания, получил свое образование духовное и моральное воспитание, а возможно и литературную подготовку будущий гениальный поэт. После окончания монастырской школы Григор, согласно его житию, помещенному в «Айсмавурке», был рукоположен в священники в том же монастыре и удостоен высокого сана вардапета-наставника монашеской братии, О монастырской жизни Григора Нарекаци. мы не имеем достаточных сведений. Известно, что благодаря своим исключительно богатым знаниям, высокому ораторскому искусству, а также благочестивому образ жизни Нарекаци пользовался глубоким уважением почитанием как среди современников, так и у последующих поколений.
Анонимный автор другого, более обширного его жития говорит о нем как об «одаренном от Духа Святого ораторе и божественном учителе, избранным из множества», как о поэте «всесовершенном» и «златоусте и златоустов». Продолжая восхваления, анонимный биограф добавляет: «Дивен был и в богословском учении и в красноречивой проповеди, великолепен и богат речами и сладостен устами, а также искусен и силен в письме, чем удивлял ближних и дальних...». Вспомним также восторженные слова армянского летописца Самвела Анеци (XII в.): «...подобно солнцу, блистал мудростью и добродетелью святой муж Божий Григор Нарекаци...». Нет сомнения в том, что именно в годы учения в монастырской школе Григор приобрел самые разносторонние знания, которые он в дальнейшем дополнил и: усовершенствовал путем упорного самообразования. О всесторонней образованности Нарекаци свидетельствуют отраженные в его произведениях (особенно в «Книге скорбных песнопений») богатые познания. Вполне очевидно, что он не мог их приобрести, изучая только лишь церковную и богословскую литературу.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
2 - 3 - 4 - 5