Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Жизнь и время Григора Нарекаци

(продолжение, часть третья)

Что в действительности являлось причиной гонений, сейчас трудно установить. Однако нам представляется небеспочвенным предположение, высказанное некоторыми арменоведами (Г. Тер-Мкртчян, М. Орманян, М. Абегин). Согласно их версии, Нарекаци подвергался преследованиям со стороны официальной церкви и высшего духовенства, либо из-за принадлежности к тондра-кийской ереси (речь о которой впереди), либо из-за своих симпатий к тондракийцам. Основания для подобного предположения, действительно, имеются, и на них снос время обратили внимание исследователи Наре каци. Они имеют в виду то обстоятельство, что отец Григора, Хосров Андзеваци, был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци (который рукоположил его в епископы), а учитель Григора, Анания Нарекаци подозревался в принадлежности или симпатиях к тондра-кийцам и, как выясняется из его сочинения «Книга исповедания», "перед смертью не по доброй воле своей а по повелению католикоса проклял тондракийцев" Вполне вероятно, что при подобных обстоятельствах подозрение могло пасть и на Григора Нарекаци. И не при таких же ли обстоятельствах родилось обвинительное послание Григора в адрес тондракийцев?.
В связи с вышеизложенным представляет интерес замечание переводчика «Книги скорбных песнопений" на ашхарабар (современный армянский язык) Гарегина Трапизони (Хачатурян), знатока жизни и творчества Нарекаци: «Одну из характерных черт Нарекского монастыря составлял по-видимому, тот вольный дух, - писал он, - который был внушен самим Ананией и к которому относилось враждебно завистливое «воинство мракобесов» современного духовенства. Либеральная позиция этого монастыря по отношению к тондракийской ереси, дававшая высшей церковной власти повод для сомнений в правоверности как учителя, так и участника, свидетельствует о господстве здесь вольного духа».
При вероятности выдвинутого предположения куда важнее то, что Нарекаци в своих произведениях, как увидим далее, развивал философские и эстетические принципы, идеи, которые не только были не совместимы с официальными догмами христианской религии и церкви, но и, пусть не повторяя в точности идей тондракийцев, имели с ними некоторые весьма интересные точки соприкосновения - обстоятельство, дающее серьезные основания для новых версий относительно истинных причин гонений на поэта-монаха.
Согласно «Айсмавурку», Нарекаци умер 27-го февраля 1003 года. Останки его покоятся в Нарекском монастыре, «вблизи церкви святой девы Сандухт», его могила на протяжении веков почиталась святыней и Пыла местом паломничества для народа.
Начиная с конца IX века в политической, экономической и идеологической жизни Армении происходят значительные сдвиги, которыми и были обусловлены особенности развития и дальнейшая судьба армянской культуры и литературы.
После перерыва в четыре с половиной столетия, в конце IX-oro начале X веков, основанием царств Багратидов и Арцрунидов была восстановлена (правда, ненадолго) государственная независимость Армении, что создало благоприятные условия как для оживления экономической жизни страны, так и для подъема национальной духовной культуры. Восстановление армянской государственности, явившееся результатом упорной национально-освободительной борьбы народа, не только имело положительное воздействие на общественно-политическую жизнь страны, но и сказалось в умонастроении времени, пробудив в народе чувство национальной гордости, национальное самосознание, интерес к историческому прошлому, к достойным подражания традициям.
В этот период в стране начинается процесс разложения феодализма. Находясь на перекрестке мировых торговых путей, Армения все более и более вовлекалась в широкую сферу международной торговли, что в свои очередь способствовало развитию в ней ремесел, расцвету городской жизни. Об экономическом подъем красноречиво повествует армянский историк IX - X вв. Иованнес Драсханакертци, чьи слова хоть и приукрашивают, по-видимому, внутреннее благоденствие страны, однако в принципе правдиво отражают основных тенденции развития современной ему армянской жизни, вошедшей в новое русло благодаря восстановлению политической независимости и государственной самостоятельности. Послушаем историка: «Меж тем в эти самые дни (речь идет о годах царствования царя Смбата-В. Н.) призрил господь на страну Армянскую, и, покровительствуемые и споспешествуемые всяческой благодатью, каждый поселился в своем наследии. Став владельцами своей страны, насадили они виноградники, заложили оливковые сады и огороды, вспахали пашню поверх терниев и собрали урожай сторицей. И когда умолкла жатва, переполнились житницы зерном, наполнились винные погреба собранными плодами виноградников и «холмы препоясались радостию», ибо умножились пасущиеся на них стада скота и отары овец. И главные нахарары наши, уверившись в своей безопасности и получив отдых от разбойничьих набегов, стали строить каменные, с толстыми, накрепко скрепленными известью стенами церкви при монастырях, в аванах и агараках».
В сравнительно короткий период вырастают города страны - Ани и Ван, Арщи и Каре, Двин и Хлат, Арчеш и Багеш. Среди процветающих городов особенно выделяется столица царства Багратидов Ани, население которой в то время достигало 100000 жителей (если, конечно, не слишком преувеличены сведения первоисточников). Выразительно охарактеризовал основную тен денцию развития жизни современный историк: «Поля превратились в селения, селения в города по многолюдству своему и богатству... Вследствие разложения феодальных взаимоотношений и развития ремесел постепенно углубляется процесс классового расслоения общества, учащаются социальные движения неимущих слоев как против светских, так и против церковных феодалов. Своеобразным отражением фактов общественной жизни является, бесспорно свидетельство историка: «...низшие норовили дерзить высшим, рабы же, согласно Соломону, угрожая и бахвалясь своим мятежом, измышляли обуть господ в лапти и заставить их ходить пешком, а сами хотели гарцевать на кровных скакунах, попирая тех ногами».
В средневековой Армении, как и в других странах стихийная социальная борьба обездоленных часто выражалась в форме еретических движений. Это явление характерное для многих средневековых стран, в том числе и западноевропейских, привлекло внимание Энгельса, который писал: «Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания». Несмотря на существенные различия, политическая,, экономическая и идеологическая жизнь Армении IX-Х веков имеет некоторые общие черты со странами средневековой Европы, относительно которых Энгельс высказал мысли, которые проливают свет и на аналогичные явления в армянской национальной действительности. Энгельс отмечает, что в средние века «...верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя».

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
1 - 2 - 4 - 5