Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Николай Алексеевич Некрасов
1821-1878

  Именно воспеть, говоря совсем не фигурально. Песня постоянно звучит в поэме. Иногда она фольклорна, как в «Крестьянке», иногда чисто литературна, особенно там, где поэт вводит читателя в область своих идей, дум, настроений. Таковы в основном песни в части «Пир — на весь мир». Эта часть в большой мере должна была стать ответом на вопрос, поставленный в заглавии.
«Доброе время — добрые песни» — заключительная глава «Пира». Если предшествующая названа «И старое и новое», то эту можно было бы озаглавить «И настоящее и будущее». Именно устремленность в будущее многое объясняет в этой главе, не случайно названной «Песни», ибо в них, в песнях, вся ее суть. Есть здесь и человек, эти песни сочиняющий и поющий, — Гриша Добросклонов. Многое в русской истории толкало русских художников к созданию образов, подобных Грише. Это и «хождение в народ» революционных интеллигентов в начале семидесятых годов прошлого века. Это и воспоминания о демократических деятелях первого призыва, так называемых шестидесятниках — прежде всего о Чернышевском и Добролюбове. Образ Гриши одновременно и очень реальный, и в то же время очень обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем. Отсюда сама его некоторая неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений зачеркнул уже на первом этапе работы стихи (хотя они печатаются в большинстве послереволюционных изданий поэта):
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Так действительно заканчивали шестидесятники. Так действительно только что драматически закончилось «хождение в народ» семидесятников. Но поэт, видимо, не хотел этим мрачным предначертанием обреченности заканчивать, стихи, посвященные «новому человеку», человеку будущего, пусть еще неясного. И «идти в народ» Грише не нужно. Он самим этим народом рожден н выдвинут. Некрасов всегда перил и молодежь и неизменно обращался к ней с «добрыми» песнями: «Саша», «Песня Еремушке», «Железная дорога». Ему были понятны и дороги молодой идеализм, доступность приятию высокого и тяга к бескорыстному служению. Вот почему и в завершающих стихах «Кому на Руси жить хорошо» поэт доверил, как бы передавая эстафету, юноше свои последние песни. Пять таких «добрых» песен образуют нечто вроде особой поэмы со своим внутренним сюжетом. С образом Гриши они объединены, как мы уже сказали, не случайно, но тем не менее довольно условно:
Над Русью оживающей Иная песня слышится: То ангел милосердия, Незримо пролетающий Над нею, —
души сильные Зовет на честный путь.
И ангел милосердия Недаром песнь призывную Поет над русским юношей...

В известном смысле все эти песни пропеты не столько русским юношей, сколько над русским юношей. Собственно, эти песни образуют тот идейно-художественный сгусток, в котором и заключено решение поставленного вопроса— «кому на Руси жить хорошо?» — во всей его масштабности и сложности. Умирающий поэт спешил. Поэма осталась не законченной, но без итога она не оставлена. Уже первая из песен на вопрос-формулу «кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!
Смысл итоговых стихов поэмы действительно заключается в призыве к борьбе за народное счастье, но смысл всей поэмы в том, что она показывает: такой народ заслуживает счастья и того, чтобы за него бороться:
В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать. Но ты не погибнешь, я знаю.
Поэт, создавший эпопею народной жизни, действительно знал это и всем содержанием своей народной поэмы представил тому доказательства. Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) — еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».
Последние стихи — «песни» поэмы — стихи лирические, но такие, которые могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в этих стихах идет от надежды, от пожелания, от мечты, но такой, которая находит реальную опору в жизни, в народе, в стране — России. Эпопея в самой себе несла разрешение.
«Кому на Руси жить хорошо?» — поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней ее песне «Русь»:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!
Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены.
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА КОНЦА 60-Х-70-Х ГОДОВ

В семидесятые годы противоречия русской жизни обострились в условиях бурно развивающегося капитализма. К известным дольщикам народной работы («бог, царь, и господин»), добавился четвертый — буржуазия. Некрасов издавна, еще в сороковые годы, отметил появление нового социального типа и следил за его эволюцией. Это и дало возможность в 70-е годы написать большое сатирическое полотно «Современники» — нечто вроде сатирического аналога «Кому на Руси жить хорошо». По сути, намеченная в сюжете «Кому на Руси жить хорошо» сцена с купцом и должна была развернуться в большую картину, ибо Россия имела дело уже не с привычным «Кит Китычем», а с объединениями - шайками дельцов. Если первая часть «Юбиляры и триумфаторы» —панорама жизни верхов в целом, то вторая - с характерным названием «Герои времени» - целиком посвящена грабителям-плутократам.
По существу же замысел «Кому на Руси жить хорошо» получил развитие еще в одном направлении. Я имею в виду поиски, отчасти реализовавшиеся в Грише Добросклонове, героя русской жизни. Именно этот вопрос оказался центральным в историко-революционных поэмах, посвященных декабристам: «Дедушка» и «Русские женщины».
Для Некрасова, всегда жившего интересами современности, такое обращение к истории, на первый взгляд, необычно. Причины его многообразны. Здесь и невозможность сказать в полный голос о революционерах-современниках, и желание представить революционные дела не как случайные, изолированные эпизоды, а в их исторической преемственности, в национальной традиции. Эти поэмы также отличает желание поэта осмыслить события и их участников масштабно и обобщенно. Уже в корректуре Некрасов заменит первоначальное заглавие «Декабристки» на «Русские женщины».
Первая часть «Русских женщин» — «Княгиня Трубецкая» появилась в 1872 году в четвертом номере «Отечественных записок» — правда, со многими цензурными искажениями и пропусками. Менее чем через год была опубликована «Княгиня Волконская».
Многое говорит за то, что вся поэма должна была состоять из нескольких частей; героиней одной из них, как можно судить по наброскам плана, мыслилась А. Г. Муравьева.
Написанные части поэмы сохраняют большую самостоятельность. В то же время художественный и идейный смысл каждой из них значительно усиливается именно в соотнесении с другой. Таким образом, они представляют единое целое. Уже в работе над первой частью «Княгиня Трубецкая» Некрасов опирался на исторические источники, прежде всего на «Записки декабриста» А. В. Розена, изданные анонимно в 1870 году в Лейпциге, хотя сведения собственно о Трубецкой, которыми располагал поэт, были довольно скудны. Это заставило Некрасова, сохраняя верность фактической основе, достаточно свободно воссоздавать психологический тип героини, во многом романтизируя его. Вообще, поэма представляет сплав картин, выполненных в реалистической манере (зарисовки жизни Италии и особенно восстание на Сенатской площади), с романтическим изображением событий. Последнее относится и к композиции поэмы, отличающейся некоторой отрывочностью, фрагментарностью резкоконтрастных сцен, и к образу героини, охваченной одним всепоглощающим порывом. Все это возвращает нас к романтической поэме 20-х годов, к поэмам не только Пушкина, но и Рылеева, к декабристской поэзии. Так романтизм Некрасова всем своим образным строем, самой фактурой стихов, воссоздавая колорит ушедшей эпохи, служит реализму.
По-иному написана «Княгиня Волконская». «Бабушкины записки» —так пояснил поэт эту часть поэмы.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 11 - 12 -