Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Николай Алексеевич Некрасов
1821-1878

  Вся русская природа, весь быт деревни обрисованы и прочувствованы чрезвычайно верно» Искусство поэта проявилось, конечно, не в том, что он представил развернутые описания, широкие картины «всей природы», «всего быта» сами но себе. Поэма поражает как раз концентрированностью и сжатостью, не описанием быта, а ощущением его. Разные стороны жизни народа, его психологии встают за кратким упоминанием, иногда за одним точным определением.
На первый взгляд, особенно если иметь в виду лишь сюжет поэмы, внешнюю канву повествования, произведение Некрасова может показаться не слишком масштабным: ведь речь идет об одной крестьянской семье и, по сути, об одном, хотя и драматическом, эпизоде из ее жизни. Однако в художественном произведении не все измеряется обилием характеров, многочисленностью картин и разнообразием ситуаций. Под пером Некрасова рассказ о жизни крестьянской семьи стал этапом в художественной летописи целого народа. Не случайно современный французский литературовед Шарль Корбэ сравнил «Мороз, Красный нос» как единственное в своем роде эпическое произведение с гомеровским эпосом. Интересно, что Ромен Роллан тоже сравнил с эпосом Гомера уже другое великое произведение русской литературы той же поры — книгу Льва Толстого «Война и мир». Вот какими мерами измеряется «крестьянская» поэма Некрасова: ведь и «Илиада», и «Война и мир», и «Мороз, Красный нос» каждое по-своему касается самого существа жизни нации. При кажущейся простоте ситуации «Мороз, Красный нос» — одно из самых сложных у Некрасова, да и вообще в русской литературе произведений.
Подлинный масштаб поэмы для самого поэта определился не сразу. Первоначально она была задумана как рассказ о смерти крестьянина; отдельные главки и появились впервые в 1863 году в журнале «Время» под заглавием «Смерть Прокла». Через год уже в «Современнике» поэма была напечатана полностью с посвящением сестре, правда, без обращенных к ней стихов: они создавались позже, в конце 60-х годов, и начиная с 1879 года обычно печатаются перед текстом поэмы.
В процессе работы складывалось эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Уже в первой части, которая вместо «Смерть Прокла» стала называться «Смерть крестьянина», что, конечно, придало образу и всему повествованию более обобщенный характер, в центре она — женщина. Однако начав рассказ о жене умершего крестьянина, поэт сразу же уходит от деталей, от быта, переводя наши мысли и чувства в область глубоких раздумий о русской жизни, о судьбе русской женщины, которые завершаются образом «величавой славянки»: самая обобщенность его не остается абстрактной, но опять-таки реализуется через индивидуальные, единственные в своем роде черты. И размышления о женской судьбе, и сам этот образ сразу определяют размах повествования, не позволяют просто погрузиться в быт и тем ограничиться. Отсюда многообразие характеристик, насыщенность определениями сравнительно небольшого трех-страничного текста и их контрастность: бытовое — «баба» и высокое — «красивая и мощная славянка», совсем простонародное - «матка» и торжественное — «женщина русской земли»...
Не просто житейский рассказ ведет поэт, а живописует национальный тип. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Мы видим родителей Прокла, предавшихся человеческой скорби.
И как величава ритуальность, как строга мужественная в самом горе сдержанность, когда отец выбирает «местечко» для могилы сына.
И в самой погруженности в социальное и бытовое существование мы уже не можем отвлечься от того главного образа, что предстал с самого начала в тайне и величии смерти:
Уснул, потрудившийся в поте! Уснул, поработав земле! Лежит, непричастный заботе, На белом сосновом столе, Лежит неподвижный, суровый, С горящей свечой в головах, В широкой рубахе холщовой И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями, руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо — и до рук борода...
Опять-таки перед нами, как в истинно эпическом произведении, портрет земледельца-богатыря, усопшего Микулы Селяниновича. Так не только характер крестьянки Дарьи осеняется образом «величиной славянки», но и мужские характеры поэмы вырастают до образов «величавых славян». Герои поэмы немногочисленны, но значимости произведения как эпопеи народной жизни это не снижает, так как немногие эти герои есть типы крестьянской, народной, национальной жизни. В то же время именно то обстоятельство, что героев немного, позволило нарисовать их полно и выявить главный идейный пифос поэмы как героического произведения, который с особой полнотой раскрывается во второй его части, где повествование поднимается еще на большую эпическую высоту. И здесь в центре образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то в реальности, то в состоянии забытья. Картины светлого радостного труда с любимым мужем и детьми впечатляют тем больше, что мы воспринимаем их на фоне уже совершившейся трагедии смерти Прокла и еще совершающейся трагедии гибели самой Дарьи.
В предельной, в последней правде проходит перед глазами замерзающей женщины (и перед нашими глазами) ее жизнь в работе, в заботах, в радостях и в скорбях. И в том высшем, что эту жизнь проникало — в полноте любви и в редком подвижническом самоотвержении. Чем же эта героика измерена, как оценена, кем вознаграждена?
Уже вначале, говоря о слезах оплакивающей мужа Дарьи, Некрасов употребил характерное сравнение:
Слеза за слезой упадает На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет Созревшие зерна свои...

— сравнение из области земледелия, из жизни природы. И далее вся жизнь героев поэмы, крестьян, земледельцев и прежде всего крестьянки, все время вписывается в жизнь природы. Они находятся с природой в тесном, но противоречивом родстве, подчас почти с ней сливаясь и ей же противостоя. Гегель назвал такое состояние мира героическим. Некрасов нашел могучий образ духа суровой русской природы и воплотил его в своем «Морозе, Красном носе». Вторая часть так и называется, повторяя название всей поэмы, — «Мороз, Красный нос».
Поначалу кажется, что поэма обращает нас к известной сказке о Морозке, но это не так. Не случайно в процессе работы поэт убирал все, что этот образ обытовляло и мельчило. Некрасов возвращает нас (и возвращался сам уже в процессе работы) к прасюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория, выдумка, сказка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение. Вот каким силам становится сопричастна героиня в поэме. Вот какому герою она по плечу. Подобно статуе, стынет Дарья в ставшем сказочным лесу, входит в мир природы и остается в нем. Какой памятник ее жизни! Какая величественная поэтическая, какая роковая награда!
В середине 60-х годов, когда даже многие из революционных деятелей . в пору спада освободительной борьбы склонны были скептически относиться к возможностям народа, поэма обнаруживала глубинную суть его коренных начал, прежде всего труда на земле, определявшего цельность и своеобразие характеров, их нравственную силу, красоту и стойкость. В 1564 году М. С. Волконский писал Некрасову: «Сейчас я прочел Ваш «Мороз», он пробрал меня до костей, и не холодом, — а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение. Ничто, до сих пор мною читанное, не потрясло меня так сильно и глубоко, как Ваш рассказ, в котором нет ни слова лишнего... Все это как нельзя более близко и знакомо мне, до 25-летнего возраста то и дело переез жавшему из деревни в деревню, да одного мужика к другому. Дайте мне возможность поделиться им с моим отцом, доказавшим на деле, как он любит русского мужика». Князь М. С. Волконский совсем не был человекам передовых взглядов, но, сын декабриста, он ощутил, как близки окажутся героические характеры поэмы реальному русской истории, декабристу: ведь уже через несколько лет декабрист Сергей Волконский явится прототипом первой декабристской поэмы Некрасова «Дедушка» (1870), а вскоре литература и жизнь прямо сомкнутся: жена декабриста Сергея Волконского станет героиней некрасовской поэмы «Русские женщины».
Произведения Некрасова о народе,, созданные а 60-е годы,, были тем более знаменательны, что наступала зпоха жестокой политической реакции. Реакционная печать особенно часто упражнялась в нападках на народ. Наде» сказать,, что известная часть революционных кругов и демократической журналистики, разочарованная тем, что народ не поднялся на массовое восстание, склонна была скептически оценивать возможности народа. Этот скепсис проявлялся не только в деятельности публицистов и критиков такого журнала, как «Русское слово». Даже Чернышевский после восторженно-оптимистического романа «Что делать?» многое и многое подвергал мучительной переоценке в своем «Прологе». Некрасов еще в конце 50-х годов не исключал, по-видимому, того, что народ «навеки почил». Но автор «Коробейников», «Мороза» всем смыслом своих новых произведений ответил на вопрос — нет, не почил. Появлялась уверенность в светлом будущем народной судьбы.
Оптимизм произведений Некрасова о народе, созданных в 60-е годы, их эпический размах соотносятся е тем, что создавала в это время русская литература. Достаточно сказать, что именно в 60-е годы создается Л. Толстым «Война и мир». В 60-е же годы написано Некрасовым одно из самых значительных его произведений — знаменитая «Железная дорога». И опять приходится сказать, что но масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе. М. Е. Салтыков-Щедрин писал в свое время об отличи и «народа исторического, то есть действующего на поприще истории, от народа как воплотителя идеи демократизма. Первый оценивается и приобретает сочувствие по мере дел своих. Если он производит Бородавкиных и Угрюм-Бурче евых, то о сочувствии не может быть речи...


Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 -