Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Армянская поэзия в период советской власти



  В 1828 году произошло великое для исторических судеб армянского народа событие - Восточная Армения была присоединена к России. Судьбы армянского народа навсегда переплелись с судьбами народа русского, с борьбой и чаяниями русских людей. «Да будет благословен тот час, когда русские... ступили на армянскую землю», - писал великий армянский просветитель Хачатур Абовян (1809-1848). 1828 год стал началом новой, обнадеживающей исторической полосы в жизни армянского народа, освободившегося от векового чужеземного ига, получившего возможность национального возрождения.
Во многом именно 1828 год определил зарождение, идейное и эстетическое содержание новой армянской литературы. Ее основоположником явился Хачатур Абовян. Свой роман «Раны Армении» он написал на ашхарабаре. И до него писали на новом армянском языке, однако «Раны Армении» — первое великое произведение, созданное на ашхарабаре. Значение романа определяется не только его языком, но и его идейной концепцией.
Уже предшественники Хачатура Абовяна (Абовян известен и как автор стихотворных басен, лирических миниатюр, восходящих к фольклору) стремились обновить образную и идейную структуру языка армянской поэзии. Это и выдающиеся поэты XVIII столетия. Это и Ован Ванандеци (1772-1841), автор исторических романов в стихах, и Арсен Багратуни (1790-1866), поэт, переводчик, видный представитель армянского классицизма. Это, наконец, Арутюн Аламдарян (1795-1834) и Месроп Тагиадян (1803-1858), авторы ряда романтических стихотворений и поэм. Но как бы высоко мы ни ставили лирику Аламдаряна, Тагиадяна и, в особенности, Абовяна, - их поэтическое творчество не имело того определяющего значения для новой армянской поэзии, как роман «Раны Армении» для прозы.
Новые социальные и политические идеи, характерные для зарождающейся новой армянской поэзии, полно выразились в творчестве Микаэла Налбандяна (1829-1866). Поэт, публицист и критик, он обогатил армянскую общественную мысль идеями русских революционных демократов. Он был их соратником. Он дружил с Герценом, Огаревым, Бакуниным. В совместном письме от 24 июня (6 июля) 1862 года Огарева и Герцена Н. А. Серно-Соловьевичу читаем о Налбандяне: «...Золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно до святости» (Огарев); «...это преблагороднейший человек - скажите ему, что мы помним и любим его» (Герцен).
Революционный талант Налбандяна получил свое развитие в конце 50-х и в самом начале 60-х. годов, в пору его сотрудничества в известном демократическом журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). Идеал Налбандяна - служение отчизне. Он стремится пробудить в читателе патриотические, гражданские чувства. Думы о судьбе родины приводят к мыслям о необходимости революционного переустройства действительности. В стихотворении «Дни детства» он писал:

Не лира нежная теперь нужна -
В руке бойца неотвратимый меч.
Огонь и кровь на голову врага!
Вот жизни смысл, вот боевая речь!

Патриот и революционер - это для Налбандяна понятия взаимно обусловливаемые. Поэтому он клеймит (стихотворения «Жизнь», «Мнение глупцов об учении», «Вспомянем», «Крещение Кндук-Почата») тех «деятелей», которые потеряли свое гражданское, а значит, и национальное лицо. В стихотворениях, написанных Налбандяном -узником Петропавловской крепости (он был арестован в июле 1862 года по делу «лондонских пропагандистов» и в ноябре 1865 года сослан в г. Камышин Саратовской губернии), он обращается к прошлому, к героическим страницам армянской истории, в частности - к образам Месропа Маштоца, создателя армянской письменности (405-406) и Вагана Мамиконяна, предводителя восстания армянского народа (481-485) против персидских завоевателей. Он пишет о классовом неравенстве, классовом гнете:

Мы вновь говорим? А не видите: брат
Кровь братскую пьет; хуже-пришлого свой...

Налбандян мечтал о времени, когда армяне объединятся и вступят в борьбу во имя свободной и обновленной родины. Вершина поэтического творчества Налбандяна - его стихотворение «Свобода»:

«Свобода!» - восклицаю я.
Пусть гром над головою грянет,
Огня, железа не страшусь,

Пусть враг меня смертельно ранит,
Пусть казнью, виселицей пусть,
Столбом позорным кончу годы,
Не перестану петь, взывать И повторять: «Свобода!»

Это стихотворение получило в Армении широкую известность и вдохновляло не одно поколение борцов за свободу и социальную справедливость. «Из наших выдающихся литературных и политических деятелей его (Налбандяна. - Л. М.) вдохновляющее воздействие испытали Раффи и Церенц, в начальный период их творчества также Смбат Шахазиз и Ов. Туманян. Его воздействие на нашу литературу не прекратилось до сих пор», - писал Аветик Исаакян.
Во второй половине XIX века в армянской поэзии работала плеяда лириков, главное в творчестве которых - свободолюбивые, общенациональные политические идеи и мотивы. Еще в 40-х годах начал свою литературную деятельность Гевонд Алишан (1820-1901), Проживший всю жизнь на чужбине (родился в Константинополе, учился и работал в Венеции, в Париже), так и не увидевший Армении, он служил ей ревностно как ученый и поэт. Он оглядывался в прошлое, изучал рукописные источники, чтобы послужить настоящее му, его вдохновляли герои армянской истории («Песни о родине», «Песни патриота»). Патриотические мотивы стали во второй половине XIX века общими для всей армянской литературы. Идея служения родине, идея освобождения Западной Армении от османского ига захватила всю армянскую литературу.

«О чем скорбишь, печальный сын
Скалистых гор, дитя долин?..»
... - «Я жажду пуль, кровавых встреч,
Хочу в руках держать я меч!» -

писал Мкртич Пешикташлян (1828-1868) в стихотворении «Зейтунский армянин». И не было такого поэта, для которого тема подвига во имя родины не стала бы его личной, выстраданной темой. «Прежде гражданин и только потом поэт», - писал Смбат Шахазиз (1841-1907), следуя известному стихотворному афоризму Некрасова. Шахазиз прославился своей поэмой «Скорбь Левона». Это скорбь по Армении, по родине и вместе с тем - размышления о путях возрождения родной земли. Геворг Додохян (1830-1908) в стихотворении «Цицернак» («Ласточка») талантливо выразил чувства тех армян, которые жили вдали от родины и, томимые ностальгией, были охвачены патриотическими идеями.
Самой крупной и характерной фигурой армянской патриотической лирики второй половины XIX века был Рафаел Патканян (1830-1892). Его творчество способствовало пробуждению социального и национального самосознания армянского народа. Патканян хотел видеть в каждом из своих соотечественников гражданина, борца. Он гневно обличал мещанство, себялюбие. Он был непримирим к тем, кто жил одной лишь заботой, - деньги. Сам поэт бедствовал. Гр. Чалхушьян, близко знавший поэта, писал в своей небольшой книжке «Армянская поэзия в лице Рафаила

Патканьяна» (Ростов-на-Дону, 1886): «Хлеба, хлеба побольше вместо лавровых венков». Патканян - автор многих сатирических произведений. Он едко высмеивал недорослей, кичащихся своей европейской «образованностью», высмеивал ловкачей, приберегших для народа высокие фразы и считающих себя на этом основании национальными деятелями чуть ли не героями, требовал активной, действенной любви к родине:

Ты много учился, стал ученым,
Тебя всюду прославляют,
Но если от твоей учености
нет Армении пользы,
Плевали мы на тебя и
на твою ученость.


Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9