Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Армянская поэзия в период советской власти



Бывало, с судьбой своей не поладя,
От горя ноешь, свету не рада,
Не видишь конца бессилью.
Но вдруг скала обрушится рядом -
И горе твое покажется пылью.

Голос у Маркарян мягкий, невысокий, но о чем бы она ни писала - чувство масштабности жизни, времени всегда присуще ее творчеству. Она умеет сочетать «камерность» с широтой охвата действительности, включая в область личных переживаний волнения и радости мира. Маркарян хочет быть полезной людям, словом, как сердцем, хочет согреть читателя. Отсюда в ее лирике образ поэта, разбрасывающего стихи, как зерна добрых чувств.
Плодотворность известного тезиса о поэтах хороших и разных легко проверяется армянской поэзией последних двух десятилетий. Активно работают в современной литературе поэты старшего поколения. Амо Сагиян издал за последние десять лет лучшие свои стихотворные сборники и по праву снискал славу выдающегося поэта современной Армении. Он воспел поэзию земли, поэзию труда. Старый крстьянин Хачипап всю жизнь работал, и Когда «вдруг на пахоте занемог, бросил плуг, покраснел от стыда...». Крестьянин стыдится своей немощи! В этом - идея всего стихотворения, его высокий нравственный смысл. Сагиян любит писать природу высокогорного Зангезура, своей родины:

Свет коснулся гор.
Пробегает дрожь по горам,
Горы приподнялись.
Грянул птичий хор.
Пробегает дрожь по ветвям,
Деревья прянули ввысь.
Вскочила на камень лань.
Камни по сторонам,
Как под плетью, прянули ввысь.
И в эту раннюю рань
Из-под скал на диво глазам
Столетья прянули ввысь.

Так описал Сагиян рассвет в горах. В этих стихах присутствует человек, присутствует история. Природа всегда одухотворена у Сагияна его лирическим «я». Поэтому определение «Сагиян - поэт природы» в известной мере условно. Он - поэт жизни, поэт сегодняшней Армении и Армении тысячелетней, хотя, как правило, не пишет на темы исторические. Исторична в поэзии Сагияна современность.
В пейзажи Сагияна - ясные, чистые - можно всматриваться, как всматриваются в полотна художника:

...Утро и солнце,
В травах,
По тропе муравьиной,
На муравьиных спинах
Движется труп пчелиный.
Раннее, раннее утро.

Пейзаж для Сагияна никогда не был «видом какой-нибудь местности» (так определяется пейзаж в словарях). Не кусок природы, а кусок жизни - вот что такое пейзаж, написанный рукой мастера, художника или поэта.

День на исходе, день уходит,
Что делать? Краток день мир его праху.

Не постесняться, спросить бы,
Куда день уносит столько света?

Где день хоронит столько голосов?..
И пока я думаю над ответом,

По склонам скал спускается в ущелье
Черная конница теней.

Чудо и тайна жизни проявились в данном случае (перевод стихотворения подстрочный) в том, как в горах день сменяется ночью -явление само по себе обыденное своей каждодневностью. На самом же деле угасающий день и наступающая ночь становятся благодаря поэту предметом нескончаемых раздумий. И сама природа становится нам ближе. Человек находит себя, частицу себя в природе.
Государственной премии СССР (1977) удостоен стихотворный сборник Геворга Эмина «Век. Земля. Любовь». Эмин - один из ведущих поэтов современной Армении. Он известен как новатор, как автор стихов нетрадиционных. Однако новаторство Эмина выражается не в формальных поисках. Стих у него крепкий, я бы сказал, традиционный. Он своеобычен и нов по характеру мышления, фактуре языка, материалу. В одной из своих статей Эмин высказал мысль, для пего характерную: поэт, если он хочет быть современным, близким и понятным сегодняшнему читателю, должен превращать в поэзию то, «что раньше не было поэзией». Главное в поэзии Эмина - ответственность современного человека за сегодняшний день, за свою землю, свои дом, своих близких. Из своего «сегодня» Эмин вглядывается в глубь веков, в историю своего народа, своей Армении и обнаруживает здесь корни времени.
Историческая тематика издавна занимает Ваагна Давтяна, автора поэм, сюжеты которых взяты из трудов средневековых армянских историков.
Широкой известностью пользуется поэма Давтяна «Тондракийцы», повествующая о мощном «еретическом» движении, потрясшем в IX-XI веках самые основы власти церкви и феодалов. Давтяну удалось создать крупные, характерные образы мятежных тондракийцев. Тондракийцы, восставшие против «церковного христианства», стремились разрушить официальные формы религиозных культовых отправлений, понимая, что церковь стала в руках власть имущих орудием социального гнета. Острота конфликта дала Давтяну возможность глубоко изобразить разные стороны средневековой Армении, показать людей, обуреваемых великими страстями. Исторический герой Давтяна - широкий земной человек, ему тесно и тяжко жить в тисках социальной несправедливости и религиозной схоластики. В героях Давтяна «просматриваются» черты, близкие современному человеку, родственные ему.
Существенная часть лирики Давтяна - стихи о нашем современнике. Эти его стихи несут в себе мотивы радостного, вакхического восприятия жизни. Стихи написаны легко (это легкость мастерства), без нажима, словно бы само собой сложилось стихотворение. В каких-то добрых, светлых красках видится поэту земля и мир. «Пусть в мире приумножается доброе, хорошее, благословенное», - утверждает поэт, и это, конечно, не значит, что слово поэта лишено внутреннего драматизма, что он не видит противоречий современного мира, что он идеализирует жизнь. Возвышенна позиция поэта Давтяна, жизнерадостно его миросозерцание.
Щедростью чувств отмечены многие стихотворения Рачия Ованесяна и в особенности его лирический цикл «Чудесный садовник»
В аллегорическом сихотворении «Мефистофель» Рачия Ованесян пишет, что в обмен на душу автору обещали славу, награду, имя.., Но может ли поэт жить без души? Влюбленность во все живое, горячее, восторженное восприятие действительности настолько сильно выражены в лучших стихотворениях поэта, что именно эти качества определяют характерные особенности его лирики. Романтизм поэзии Ованесяна - от полноты жизни. Мир представляется ему садом, где «листья выглядят золотом, жемчугом - капли и цветущими лилиями - снегопад».
Некоторая драматическая усложненность была свойственна позднему Ваагну Каренцу, оставившему, кстати сказать, остроумные, меткие пародии на многих современных поэтов, прозаиков и критиков. Интересны стихотворные сборники последних лет Абраама Бахшуни (р. 1915), Саркиса Харазяна (р. 1923), Арташеса Погосяна (р. 1922), Вардгеса Бабаяна (р. 1925), Аршалуйс Маргарин (р. 1914), Шмавона Торосяна (р. 1926), Метаксэ (р. 1928), Гарика Бандуряна (р. 1927)...

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 9