Copyright 2010 © All rights reserved. Design by www.melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
Саят-Нова
1712-1795

  Последним поэтом средневековья был Саят-Нова. (творческий псевдоним; настоящее имя и фамилия - Арутюн Саадян)
Одновременно его творчество было вершиной армянской поэзии на этом знаменательном этапе ее развития.
Саят-Нова жил в эпоху, когда грузинское возрождение выдвинуло таких выдающихся национальных писателей, как Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1726), автор знаменитого сборника «Мудрость вымысла», и великий поэт Давид Гурамишвили (1705-1792).
Столь непохожие друг на друга корифеи восточной поэзии XVIII в. одновременно выражали общие для обеих народов Закавказья идеи и мечты.
Взаимное тяготение закавказских народов, одинаковые мечты о национальном возрождении отчизны, о свободе человека от религиозных и феодальных оков, небывало активный процесс взаимообогащения культур и стремление к взаимопониманию, к братству и дружбе между народами - таковы были общественно-исторические черты эпохи, в условиях которых складывался поэтический облик Саят-Новы. Он жил в Тбилиси, в центре Закавказья, и писал свои произведения на трех языках. Он хорошо знал и глубоко чувствовал национальные традиции поэтической культуры народов Закавказья. Это историческое обстоятельство накладывало определенный отпечаток на творчество великого поэта и определяло характер самобытности его лиры.
Саят-Нова внес в армянскую поэзию огромный вклад, возродив гражданский пафос народно-демократических тенденций армянской литературы и подняв ее гуманизм на новую ступень. Он поставил в центре поэзии человека, его горе и радость. В условиях разгула феодальной деспотии и религиозного мракобесия Саят-Нова провозгласил право человека быть хозяином своей судьбы. Он признавал лишь одного Господина - народ - и объявил себя его слугой. Саят-Нова считал священной обязанностью поэта служить народу, веселить его душу и вселять в него надежду.
Обращаясь словами песни к своей кеманче, Саят-Нова просит ее: «Всели веселье в опечаленные сердца, исцели душу страдающего». «Торопись, торопись исцелить больного...»
Любовная лирика Саят-Новы по сути своей это - гимн человеку, его свободе, его надежде на счастье. Любовные песни Саят-Новы развивают народные традиции армянской и грузинской поэзии, утверждающие уважительное и благоговейное отношение к женщине, ради которой возлюбленный готов на подвиг и самопожертвование. Любовь у Саят-Новы всемогуща - ее не в силах подавить ни шах, ни султан, ни кровавый ятаган. Любовь у Саят-Новы не хмель, а вечно живой источник вдохновения человека. Даже несчастная и безответная любовь может нести человеку просветленность, если она свободна от корысти и эгоизма.
Саят-Нова обогатил армянскую поэзию новыми мотивами, расширил и углубил ее общечеловеческое звучание и умножил эмоциональную силу воздействия ее на человека.
Саят-Нова открыл новую страницу в развитии армянской национальной поэтики.
Осенью 1795 г. шах Ирана Ага-Мухамед-хан предпринял новый завоевательный поход в Закавказье. Среди других мирных 1 жителей Тбилиси, как гласит народное предание, варварски был ) убит и великий армянский поэт Саят-Нова.

Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
- 1 - 3 - 4 - 5 -