Copyright 2010 © All rights reserved. Design by melina-design.com
Поэзия - свет души человеческой...
Юлия Варшам
Exclusive Poetry Collection
Главная.Поэзия.Биография.Услуги.Рус. Писатели.Статьи.Арм. Писатели.
Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
 
"ВОСКРЕСЕНИЕ"


В книге, которая писалась Толстым в 90-е годы, нельзя было обойти тех, кто, бросая вызов господствовавшему строю, обращался к революционной борьбе. И творец "Воскресения" воздал им должное.
Катюша "очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие" революционерами, "и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ, заставляло ее особенно ценить этих людей и восхищаться ими". Именно одна из революционерок, Марья Павловна, верно и тонко объяснила Нехлюдову, что для Катюши принять его предложение и стать его женой было бы страшней всего - это значило бы, что она готова сейчас связать его собою, что страшная ее судьба ей самой ничего не открыла, никуда ее не вывела. Так революционеры признавались Толстым людьми подвига, людьми нового века, хоть их способа действий он одобрить и не мог.
"Воскресение" Толстой писал как роман и как обращение - призыв к России и ко всему человечеству. Он и сам назвал его однажды "совокупным - многим - письмом". Граница между искусством и непосредственным общественным действием в самом точном смысле этого слова тут в значительной мере снималась.
В эстетическом трактате "Что такое искусство?" (1897-1898), в статьях об искусстве этого же десятилетия Толстой прямо возлагал и на искусство ответственность за положение в обществе, за состояние отношений между людьми.

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

После "Воскресения", все последнее десятилетие своей жизни, Толстой продолжал писать, как это у него называлось, "художественное". Его удивительный дар не слабел. Опубликованная, как и "Живой труп", посмертно, в 1911 году, повесть "Хаджи-Мурат", оказалась словно бы прологом к художественным завоеваниям нового века. "В центре внимания этой эпической драмы ставится один человек, одно крупное событие, которое сплачивает вокруг себя все остальное... При этом масштабы поднятых проблем не падают и не умаляется объем захваченной в художественные сцены жизни - благодаря тому, что повышена значительность каждого лица, и тому, что сильнее подчеркнута внутренняя связь отношений их друг к другу как единиц общей мысли" Документы вмонтированы в повесть в их собственном, так сказать, виде. Соблюдена точность всякого рода - географическая, этнографическая, медицинская... И с непреложностью открывается, как одинок, как затерян в потоке всего, а часто и обречен живой человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, в какой жалкой цене стоит даже самая яркая и сильная человеческая жизнь.
Но "художественное" в 900-е годы Толстой писал чаще всего, по его же выражению, "от себя потихоньку", не придавая ему решающего значения. Еще в 1893 году в письме к Лескову он даже утверждал, что "совестно писать про людей, которых не было и которые ничего этого не делали", "Совестно писать неправду, что было то, чего не было", -возвращался он к тому же и в том же году в дневнике. "Надо быть правдивым, а не выдумщиком. Вот почему я и предпочитаю читать исторические журналы, а не общелитературные", - повторил он позднее, в 1898 году, одному из мемуаристов. Неприятие или во всяком случае сомнения у Толстого, очевидно, все больше вызывали не только специальные занятия "художественным", но и само оно в особом своем качестве.
И он все больше сосредоточивал свои усилия на прямом вмешательстве в ход жизненных событий. Это, разумеется, питало собою и литературную деятельность писателя - у Толстого на всем протяжении, его долгого пути так ни разу и не появилось ми малейших признаков не только "литературщины", но и литературной "умелости", так называемого "мастерства", а замыслы обступали его чуть не до последнего часа. Однако захвачен был поздний Толстой прежде всего прямым пересозданием мира людского.
Неуклонно борется он против применения насилия. В 1900 году выступает со статьей "Не убий". В 1901 году требует от царя прекратить репрессии против студентов. После поражения революции 1905 года в знаменитом своем "Не могу молчать" (1908) осуждает правительственный террор, смертные казни... Обличает, обвиняет, зовет...
По безусловно отвергал Толстой и насилие революционное, хотя должен был признать, что и крестьянство все больше втягивалось в революционные действия. В 1908 году в предисловии к альбому художника Орлова с изображениями русской деревни он с горечью констатировал, что "русский мужик научился делать революции".
Продолжалась, шла дальше неустанная работа Толстого над собой самим. В ней он видел обязательное условие понимания других людей и за пять лет до смерти, 21 сентября 1905 года, записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени... Все, все есть, и в гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они называют меня психологом". Стремясь, видимо, быть последовательным до конца, привести ради этого собственный быт в совершенное соответствие с утверждаемой программой жизни, поддержать личным примером призыв "отойти от зла", Толстой и ушел на своем восемьдесят третьем году из Ясной Поляны... Ушел, снова - даже на краю зияния - побуждая людей задуматься и изменить жизнеустройство.

"Скульптор Эрзя изобразил Толстого в вихре его закрутившейся бороды. Это символ движения, движения, как бы вырастающего из самого себя. Это символ движения его пламенной совести... которая не мирилась ни с какими остановками и окостенением. Если бы Толстой выздоровел, он бы не остался па "своей" станции Астапово. Он бы пошел дальше, ибо ему нужно было уйти от всего, что грозило его остановить. Для него не было в жизни станций и остановок, он был странником, типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям".


Главная.
Биография.
Поэзия.
Услуги.
Статьи.
Зар. Писатели.
Ссылки.
Контакты.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12